В царстве мифов.

Хатхор в облике коровы. XIX династия, 1304–1290 гг. до н. э. Роспись гробницы Сети 1 в Долине Царей.

Анубис, бог некрополей и погребения.

Бальзамировщик и защитник могил.

Анубис — бог погребения и кладбищ. Он присматривает за могилами, проводит умерших в загробный мир и помогает им на суде Осириса.

Черный шакал — защитник могил.

Анубис — бог с черной головой шакала. Этот цвет имел символическое значение: мумифицированное тело, обработанное солями натрия и смолой, становилось черным, такого же цвета была плодородная земля вдоль Нила, что символизировало возрождение в загробном мире.

С глубокой древности шакалы и дикие собаки были связаны с кладбищами. В то время умерших хоронили в неглубоких могилах, животные разрывали их и поедали тела. Чтобы пресечь это, египтяне наделили шакалов функцией защитников могил и кладбищ. Поначалу Анубис изображался как черный шакал и лишь потом превратился в мужчину с головой шакала.

В эпоху Древнего царства (III тыс. до н. э.) Анубис считался владыкой мертвых, но уступил эту роль Осирису в период Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.) и сделался его помощником.

У Анубиса запутанная родословная. Бог с головой шакала считался то сыном Ра, то сыном Ра и Нефтиды, то сыном Бастет. Согласно Плутарху, он был рожден от связи Осириса и Нефтиды. Испугавшись гнева обманутого Сета, богиня спрятала младенца в болотах нильской дельты. Исида отыскала внебрачного сына своего мужа, взяла его к себе и воспитала как собственное дитя. Анубис стал ее верным соратником.

Бальзамировщик и проводник душ.

Анубис — бог-бальзамировщик. В мифе об Осирисе и Исиде он помог мачехе восстановить разрубленное тело мужа. Вместе они омыли труп и провели первую процедуру мумификации, чтобы не допустить разложения тела (подобные обряды жрецы исполняли в масках шакалов). Бальзамирование и погребальные ритуалы призваны защитить тело усопшего, чтобы он мог продолжить существование в загробном мире.

Анубис встречает усопших у врат Дуата и сопровождает их по подземному царству на суд Осириса (сходную роль выполняла богиня Хатхор). К нему обращены молитвы на стенах мастаб и гробниц. Анубис известен также под именем Хентиаментиу, что значит «владыка Запада», где находился вход в царство мертвых и возводились некрополи. Став повсеместно чтимым богом, он вобрал в себя черты других божеств загробного мира — Исдеса, Упуаута, Хентиаментиу и Ха.

Бальзамировщик и проводник душ. Анубис, бог некрополей и погребения. Мифы Древнего Египта. В царстве мифов.

Отверзание рта. XIX династия, 1306–1192 гг. до н. э. Роспись гробницы управляющего. Долина Цариц напротив Фив.

Ритуал «отверзания рта» предполагает возвращение умершему речи, слуха, зрения, возможности двигаться и пр. Вертикально стоящую мумию поддерживает Анубис.

Берег правый, берег левый. Древние египтяне обживали только восточный берег Нила. Западный же берег был отдан «вечности»: здесь возводили пирамиды, строили гробницы и некрополи. Подобно тому, как солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, люди — «скот Ра» — проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти отправляются на запад, ко входу в загробный мир, который схож с земным, только лучше: прошедшие суд Осириса достигали вечного блаженства. Они ели и пили в свое удовольствие, развлекались охотой и рыбной ловлей.

Отверзание рта. XIX династия, 1306–1192 гг. до н. э. Роспись гробницы управляющего. Долина Цариц напротив Фив. Анубис, бог некрополей и погребения. Мифы Древнего Египта. В царстве мифов.

Анубис в облике шакала встречает умершего. Правление Рамсеса III и Рамсеса IV фараонов XX династии, 1190–1153 гг. до н. э. Роспись гробницы художника Инхерхау. Дейр эль-Медина (Фиванский некрополь).

Взвешивание души.

Покойный предстает перед Осирисом. Анубис кладет его сердце (вместилище души) на одну чашу весов — на другой лежит перо Маат, богини справедливости (вот почему египтяне оставляли мумии сердце, удаляя все прочие органы). Если сердце оказывается легче пера, усопший объявляется достойным царства мертвых. Если нет — его пожирает Амат. Бог Тот записывает вердикт.

Культ в эпоху эллинизма.

В греко-римский период Анубис оставался проводником усопших на суд Осириса и хранителем ворот Дуата. При Птолемеях, царях эллинистического Египта, его образ слился с греческим Гермесом, так возник бог Германубис, проводник душ. Центром культа этого гибридного божества с шакальей головой стал Кинополь («город собак» по-гречески) в Верхнем Египте — бывший главный город Анубиса. Согласно Апулею, в Риме Германубису поклонялись по крайней мере до II в. н. э.

Культ в эпоху эллинизма. Анубис, бог некрополей и погребения. Мифы Древнего Египта. В царстве мифов.

Саркофаг с мумией собаки, жертва богу Анубису. Период римского владычества.