В царстве мифов.

Голова бога Ицамны. VIII в. Гондурас.

Один из обликов Ицамны, сына Хунаба-Kv, — старик с беззубым ртом, морщинистым лицом, впалыми щеками, длинным носом и выступающим подбородком. Он носит знак, который обозначает мрак, и раковину — символ возрождения. Он является владыкой дня и ночи, изобретателем письменности и богом познания. Он дал имя всем местностям на свете, распределил земли среди племен и установил границы.

Супруга Ицамны — Иш-Чель, «наша мать», богиня Радуги, покровительница ткачества и медицины. Будучи помощницей при родах, она защищает и женщин, и девушек. Ее представляют в виде Луны, а иногда — старухи со змеями в волосах, окруженной символами смерти.

Ицамну, чье имя означает «дом игуаны», иногда изображают драконом, из пасти которого льется благодатный дождь, оплодотворяющий землю, и одновременно с ним низвергается гибельный потоп. Этот бог бывает порой страшным, а порой благожелательным. Он преподает свое искусство знахарям, дарит здоровье больным и отгоняет эпидемии.

В начале года перед его статуей сжигают шарики курительной смолы (копал) и приносят в жертву собаку или даже человека. Жертву сбрасывают с вершины пирамиды на острые камни. У упавшего вырывают сердце, чтобы преподнести в дар богу. В этот момент в храм входят старухи и исполняют священный танец. Ицамна — бог-покровитель правителей. Они именуют себя его представителями, иногда надевают маску с чертами старика — творца мира, атрибутами их власти являются символы Ицамны.

Голова бога Ицамны. VIII в. Гондурас. Ицамна, владыка мира. Мифы Океании. В царстве мифов.