В царстве мифов.

Древо жизни. IX в. до н. э. Алебастр. Барельеф из дворца Ашшурнацирапала II в Нимруде.

По обе стороны от древа жизни стоят орлиноголовые апкаллу. Крылатые существа в одной руке держат сосуд с чистой водой, а в другой — сосновую шишку. Апкаллу Оанн(ес) у Беросса имеет две головы (рыбью и человечью), тело рыбы и ноги мужчины.

Демиург Адапа. Аккадский миф об одном из семи мудрецов Адапе дошел до нас в нескольких редакциях. Самые ранние — сильно побитые таблички из Тель-Амарны XIV в. до н. э. и таблички из Ашшура конца II тыс. до н. э. Одна из поздних копий хранилась в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (668–627 гг. до н. э.).

Адапа был первым из семи мудрецов. Он не только обучил людей письму, наукам, искусствам и ремеслам, дал им законы, но и, будучи жрецом Эйа (Энки), установил правильный порядок проведения религиозных обрядов.

Часто Адапу отождествляют с советником первого царя Эреду Алулима из легендарной (допотопной) династии, который правил этим городом 28 800 лет.

Как раз в это время Ану, озирая мир с высоты своего небесного трона, заметил, что море на всем его огромном пространстве неподвижно, и послал слугу разузнать, в чем дело. Услышав его рассказ, он велел привести Адапу на небо и судить его за дерзость, недозволительную для смертного.

Эйа наставлял сына. Он объяснил, что расположить разгневанного властителя можно, лишь явившись с повинной. Мудрый бог посоветовал Адапе облачиться в траурные одежды, распустить волосы и посыпать их пылью. А когда стражи ворот небесного дворца Таммуза и Гишзиду спросят, отчего он в трауре явился на небо, а не сошел под землю, ответить, что оплакивает двух земных богов — Таммуза и Гишзиду. Также Эйа предостерег сына не есть и не пить ничего небесного, чтобы не погибнуть.

Древо жизни. IX в. до н. э. Алебастр. Барельеф из дворца Ашшурнацирапала II в Нимруде. Адапа, первый из семи мудрецов. Мифы Ближнего Востока. В царстве мифов.