В царстве мифов.
Посейдон среди других божеств. Ок. 360 г. до н. э. Этрусское изображение на краснофигурном кратере. Справа — Аполлон с лирой.
Зевс, его братья и сестры.
Аид/Плутон, бог подземного царства.
«Мира судья наихудший».
Аид — безжалостный бог царства мертвых. Живые страшатся владыки царства теней и избегают произносить его имя.
Аид — сын Крона, брат Зевса и Посейдона. Вместе с другими олимпийцами он участвовал в войне против титанов. При разделе мира ему досталось царство мертвых. Супругой его была Персефона, которую он похитил у матери.
Души умерших переправлялись через реку Стикс в ладье Харона и попадали на асфоделевые луга, за которыми располагался дворец Аида. У перекрестка трех дорог сидели Минос, Радамат и Эак, судьи подземного царства. По их решению души праведников отправлялись в Элизий, грешников — в Тартар, а остальные возвращались на асфоделевые луга. Выход из Аида сторожил трехглавый пес Цербер. Возле трона Аида стоял крылатый бог смерти Танатос с мечом в руках (он прилетал к умирающему и срезал прядь его волос). Мрачные Керы, дети богини Никты (Ночи), жившие рядом с Танатосом, носились по полю битвы, пили кровь павших воинов и вырывали их души из тел.
Геракл ранил Аида, пришедшего на помощь царю Пилоса. Второй раз сын Зевса сражался с ним за Алкестиду, чтобы вывести ее на землю к мужу Он же увел оттуда пса Цербера (11-й подвиг), спас Тесея, прикованного к трону забвения за то, что афинянин осмелился похитить Персефону, но вынужден был оставить его соратника Пирифоя. Аида обманул Сизиф, вернувшийся из мира теней на землю, а Орфей так очаровал его своим пением, что тот разрешил ему увести обратно Эвридику.
Похищение Прозерпины Плутоном. Франсуа Жирардон (1628–1715), 1699 г. Мрамор.
Это последнее произведение великого скульптора. Оно находится в Версальском дворце.
Аид нигде не почитался, кроме Элиды. Там стоял его храм, который открывался лишь раз в год и входить туда разрешалось только одному жрецу. Обряды в честь Аида совершались ночью, ему приносили в жертву четное количество скота черного цвета.
Владыку подземного мира называли также Плутоном, под этим именем его знали римляне. Имя Плутон созвучно с греческим словом «плутос» («богатство»), так как он был владельцем несметных сокровищ и огромного числа человеческих душ. Уже в древности высказывалась гипотеза, что имя Плутон «пошло от богатства, так как богатство приходит из-под земли» (Платон, «Кратил»).
Гарпии, злобные божества.
Древние хищницы.
Гарпии быстры, как ветер, и страшны, как буря. Боги велели им карать виновных. Но часто их зверства необъяснимы.
Древние греки представляют их крылатыми женщинами или птицами с женскими головами. Разные мифы знают от двух до пяти гарпий: Аэлла (Вихрь), Аэллопа (Вихревидная), Подарга (Быстроногая), Окипета (Быстрая) и Келайно (Мрачная). Их родителями считают морского бога Тавманта и океаниду Электру.
Гарпий называют «зевесовыми собаками», они похищают детей и человеческие души. Так, в отсутствие Афродиты они крадут дочерей Пандарея, воспитанниц богини, и отдают их в рабство эриниям. От козней зловонных гарпий страдает слепой прорицатель Финей, у которого они похищают пищу. Не в силах больше терпеть этого, он готов даже указать путь аргонавтам при условии, что те освободят его от этих чудовищ, и крылатые сыновья Борея Зет и Калаид бросаются преследовать их в воздухе, однако сами гибнут. По другой версии, герои преследовали гарпий до Строфадских островов. Одна гарпия упала в реку, но тут вмешалась Ирида (Радуга). Она спасла гарпиям жизнь, взяв с них клятву, что те больше никогда не побеспокоят Финея.
От союза с богом ветров Зефиром гарпия Подарга произвела на свет божественных коней Ксанфа, Балия, Флогия и Гарпага. Ксанф и Балий стали конями Ахилла, а Флогий и Гарпаг достались братьям Диоскурам — Кастору и Полидевку.
Могильный камень с изображением гарпий. Ок. 480–470 гг. до н. э. Фрагмент. Город Ксанф в Ликии (Малая Азия).
Эринии. Богини мести, живущие в преисподней, они появляются на земле, чтобы возбудить злобу и вселить безумие. Эринии рождены Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. Сестер три: Алекто (Непрощающая), Тисифона (Мстящая за убийство) и Мегера (Завистница). Крылатые черные старухи, с развевающимися змеями вместо волос и собачьей мордой вместо лица, они преследуют людей за тяжкие проступки, лишая своих жертв разума. Их также изображали охотницами с горящим факелом и бичом, усеянным бронзовыми гвоздями. Эринии подтолкнули Клитемнестру к убийству ее супруга Агамемнона, который принес в жертву их дочь Ифигению; они повинны в смерти Клитемнестры от рук ее сына Ореста, который мстил за отца, а потом преследовали его как убийцу матери. Первоначально это были хтонические божества, охранительницы материнского права, преследующие тех, кто не выполнял обязанностей родовой мести. С развитием полисного устройства и укреплением права институт кровной мести стал отживать, отчего поменялось и представление об эриниях: они превратились в богинь-благодетельниц. С тех пор их культовое прозвище — эвмениды, что значит «благомыслящие», «снисходительные». Римляне называли эриний фуриями.
Т. н. «Кратер эвменид». Ок. 380 г. до н. э. Керамическая ваза. Тарент.
Зевс, его братья и сестры. Гера/Юнона, сестра и жена Зевса.
Первая среди богинь.
Сестра и супруга Зевса, Гера правит миром. Но ссоры супругов — частая причина возмущений на небесах и на земле.
Гера, дочь Крона и Реи, была воспитана Океаном и Фетидой. Стала третьей (и последней) женой верховного олимпийца. Она вышла замуж за своего брата Зевса в саду Гесперид, где царит вечная весна. Каждый год Гера вновь обретает невинность, купаясь в источнике Канаф. Согласно некоторым преданиям, своих самых знаменитых детей Гера произвела на свет без соития с мужем: не от любви были рождены такие чудовища, как Тифон, боровшийся с самим Зевсом, бог-кузнец Гефест, бог войны Арес и богиня юности Геба. Гера не испытывала к ним особой нежности и материнской привязанности, ее единственной целью было отомстить неверному супругу. Римляне отождествили Геру с богиней Юноной.
Строптивая, ревнивая и упрямая жена.
Гера, страдая от бесконечных измен мужа, мстила не только его любовницам, но и их детям. Так, она внушила Семеле желание увидеть Зевса во всем его величии с громом и молниями. Когда громовержец явился к ней в таком облике, его молнии убили Семелу, беременную Дионисом. Зевс сам выносил сына в бедре и, пряча от гнева Геры, отдал на воспитание приемным родителям, на которых она наслала безумие. Также она подослала огромных змей в колыбель Геракла, поручила стоглазому Аргосу следить за Ио и преследовала соперницу, так что Зевс вынужден был превратить ее в белую корову; она же пыталась помешать рождению близнецов Аполлона и Артемиды.
Как-то раз Зевс и Гера вступили в спор о природе любви. Громовержец считал, что женщина получает больше удовольствия, чем мужчина, Гера утверждала обратное. Они попросили разрешить их спор Тиресия, которому довелось в течение семи лет быть женщиной. Он ответил, что наслаждение женщины в девять раз сильнее. В ярости Гера ослепила его, но Зевс наделил даром прорицания.
В споре, который возник из-за яблока, предназначенного прекраснейшей богине, Гера с Афиной проиграли Афродите, получившей яблоко от троянского царевича Париса. Оттого они возненавидели троянцев и в Троянской войне выступили на стороне греков-ахейцев.
Будучи защитницей брачных уз, Гера покровительствовала бракам и помогала при родах, ее дочерью была богиня родов Илифия. Атрибутами Геры считались гранат — символ любви и крепкой семьи, — а также павлин и ворон.
Свадьба Геры и Зевса. Середина V в. до н. э. Метопа храма в Селинунте (Сицилия).
Хотя Геру почитали как покровительницу законных браков, это не помешало возникнуть мифу о том, что Зевс и Гера тайно сожительствовали сотни лет.
Гестия. Дочь Крона и Реи, сестра Зевса и Геры. На ней хотели жениться Посейдон и Аполлон, но она отказала обоим, поклявшись хранить девственность. Богиня домашнего очага, она является хранительницей семейного мира и спокойствия. В каждом доме, у каждого очага ей воздаются почести: постоянно горит символизирующий ее огонь, ей представляют молодую жену и новорожденного ребенка, к ней взывают перед каждым приемом пищи. Ее почитают и в храмах во время жертвоприношений на огне, а также в пританеях (общественных зданиях) как покровительницу городского очага. В Риме отождествлялась с Вестой.
Этюд с Юноной. Бенвенуто Челлини (1500–1571) Черный графитный карандаш.
Деметра/Церера, богиня земледелия.
Ипостась матери-земли.
Владения Деметры — это плодородные земли. Она связывает жизнь и смерть, весну и зиму дарует людям урожай.
Деметра — дочь Крона и Реи. Это богиня плодородия и земледелия. Деметра научила людей пахать и сеять, сочетавшись на Крите на троекратно вспаханном поле с местным богом земледелия Иасионом; от этого брака родился Плутос, бог богатства и изобилия.
От Зевса Деметра родила Персефону (Кору).
Единственная дочь богини росла счастливой, играя с другими детьми владыки Олимпа, Артемидой и Афиной. Но ее дядя Аид влюбился в девушку без памяти. Пока она собирала нарциссы, тот заставил землю разверзнуться, возник перед девушкой и увлек ее в подземное царство.
Деметра. I в. н. э. Мрамор (фрагмент). Карфаген.
Долгие странствия.
Услышав крик дочери, Деметра бросилась к ней, но не нашла ее. Разгневанная на Зевса, с согласия которого произошло похищение, богиня, облачившись в траурные одежды, покинула Олимп и пустилась странствовать по миру в тихой надежде отыскать свое дитя. Земля перестала плодоносить, и жизнь на ней замерла.
Приняв облик старухи, она пришла в Элевсин, город в Аттике, и опустилась на камень возле родника, который потом назвали «камнем скорби». Дочери элевсинского царя Келея отвели ее во дворец. Здесь Деметра сидела в обществе других женщин и предавалась скорби, пока шутка одной из них, Ямбы, не заставила ее улыбнуться. В доме Келея Деметра выпила кикеон (напиток из воды, ячменя и мяты); впоследствии его пили участники Элевсинских мистерий. Позднее богиня открыла, кто она такая, и велела построить себе храм у источника Каллихора. Деметра не возвращалась на Олимп, так что земля зачахла и перестала плодоносить. Зевс велел Аиду вернуть Персефону, но та уже вкусила зернышко граната и теперь навеки привязана к царству теней. Компромисс все же был найден: две трети года Персефона проводила с матерью на земле, и тогда природа расцветала, а на треть года спускалась к мужу в Аид.
По поручению Деметры элевсинский царевич изобрел плуг и научил людей земледелию: богиня дала ему зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю, разъезжая на колеснице, запряженной драконами.
Надгробная (или ритуальная) стела «Восхищение цветком» с Деметрой и Корой. V в. до н. э. Фессалийский мрамор (фрагмент). Фарсала.
Элевсинские мистерии.
В Элевсине, ставшем центром культа Деметры, справляли Элевсинские мистерии, символически представляющие странствия богини в поисках Персефоны, переход от мрака к свету, от страха к радости и очищению, от гибели природы к ее возрождению. «Мистерии» по-гречески — тайные священнодействия (в которых могут участвовать только посвященные).
В начале осени по призыву глашатая «В море, посвященные!» участники празднества входили в море, чтобы очиститься. Три дня спустя начиналась праздничная процессия для всех. Ее участники двигались по священной дороге из Афин в Элевсин и с наступлением ночи подходили к святилищу Здесь еще несколько дней совершались различные обряды, которые проводили лишь посвященные.
Деметре были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья, ей приносили в жертву прежде всего свиней по причине их плодовитости, затем быков и коров, плоды и пчелиные соты.
Римляне отождествили Деметру с Церерой, италийской богиней плодородия.
Церера с серпом и снопом. Мартен Нобле, 1576 г. Дерево, масло.
Тучная Церера символизирует плодородную землю. Покровительница земледелия держит в руках серп и сноп пшеницы.
Рождение Плутоса.
Гесиод. «Теогония», 965–975, пер. В. В. Вересаева.