В царстве мифов.
Хранитель и опекун.
Горшок для угля. XIV–XIII вв. до н. э. Фаянс. Бес изображался уродливым карликом. Он стоит, уперев ладони в бедра и высунув язык.
Маленький кривоногий уродливый Бес своим отталкивающим видом и нелепыми жестами отгоняет злых духов, диких зверей и отводит беду.
Бес — коренастый карлик. У него широкое лицо, большие глаза, густая борода, длинный высунутый язык, выпирающий живот и кривые ножки. В отличие от других египетских богов Бес всегда изображен в фас. Карлик женат на своей женской ипостаси Бесит, гораздо реже его супругой считают Таурт, богиню плодородия и деторождения.
Неприглядная внешность позволяет ему помогать людям. Он отпугивает злых духов, корча жуткие гримасы, истошно вопя, прыгая по дому и ударяя в бубен. Увидев его, зловредные создания, способные навредить жилищу и наслать болезни на его обитателей, уходят прочь. Карлик хранит беременных и рожениц, отгоняя демонов от молодых матерей и их беззащитных малышей, и присматривает за подросшими детьми. Он прогоняет злых духов от спящих, запрещает им приходить к людям в снах. Его статуэтку размещают у изголовья или изножия кровати. Бес, опекун женщин, часто появляется на гребнях, зеркалах, ларцах, коробках с румянами и флаконах с благовониями. Защитник родов, Бес позднее стал мыслиться как покровитель рождения фараонов и солнца, каждое утро поднимающегося из Дуата.
Бес-воин (Бес-Аха) защищает от хворей, нападения диких зверей, укусов змей и скорпионов. Бес-танцующий (Бес-Хит) символизирует радости жизни — музыку, танцы, секс.
Поклонение.
Культ уродливого карлика-защитника прослеживается с додинастических времен, однако до Нового царства он не имел широкого распространения. Зато после III Переходного периода Бес нашел свое место в каждой египетской семье, помогая людям жить радостно и спокойно. Поклонение ему не прерывалось даже при фараоне Эхнатоне (в Ахетатоне найдено множество амулетов в виде Беса).
Бес не имел храмов и святилищ, его статуи ставили перед домом и внутри жилищ. Египтяне надевали обереги с головой карлика, танцоры и танцовщицы, музыканты и служанки делали татуировки на бедрах с его изображением. Фигурки Беса часто появлялись в храмах других божеств, куда приходили страждущие провести ночь, увидеть вещий сон и излечиться от своих хворей и недомоганий.