Загадочные существа.

Таинственные обитатели лесов и пещер.

ХОЗЯИН ЛЕСА.

Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник — дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит ельник. Одет, как человек — красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.

Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий (правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево.

Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность. Он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком (или полевым). Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми и банниками, особенно в те деревни, где поют совсем черные петухи, живут при избах «четырехглазые» собаки (с пятнами над глазами в виде вторых глаз) и трехшерстные кошки.

Зато в лесу леший — полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безотказно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему. Не освобождены от такой же зависимости и беличьи стаи. Если они, переселяясь несметными полчищами и забывая всякий страх перед человеком, забегают в большие города, причем скачут по крышам, обрываются в печные трубы и прыгают даже в окна, то дело ясное: значит, лешие вели азартную игру и побежденная сторона гонит проигрыш во владения счастливого соперника.

Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбадривает себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым петушиным криком немедленно замолкает. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми. Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой, и всегда без шапки.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам — домовым. Проказят они грубо, как это и пристало неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они — не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека. Всякого, кто углубится в чащу, собирая грибы или ягоды, они либо заведут в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.

Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговорив любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял», или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть» — и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!».

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными.

Когда леший бесится.

Это случается раз в году, в день Ерофея-мученика, 17 октября. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Накануне Иванова дня, 7 июля, лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Особенно это старались сделать пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо.

Праздником для леших считается Ильин день, 2 августа, когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе.

На Агафона-огуменника, 4 сентября, лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день (и ночь) стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.

На Воздвиженье, 27 сентября, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны.

На Ерофея-мученика, 17 октября, леший должен пропадать или замирать. Перед этим лешие учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы — все в одном и том же духе. На Руси и поговорки соответствующие есть: «Иди к лешему», «А леший его знает», «Леший бы тебя задавил» и т. п.

Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Например, леший может утащить того, кто ругался. Еще сильнее карает леший за произнесение проклятий.

Народные поверья говорят, что если роженица потеряет в муках родов всякое терпение, проклянет себя и ребенка, то ребенок считается собственностью лешего — сразу, как только замер последний звук произнесенного проклятия. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» — больное и беспокойное. Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес. Поверья говорят, что лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека.

В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. А если и случится, что кто-нибудь из них, по усиленным молитвам матери, выживет, то находят его в самом жалком виде: ходит он одичалым, не помнит, что с ним было, и сохраняет полнейшее равнодушие ко всему, что его может ожидать при совместной жизни с людьми.

В стародавние времена пастухи в начале лета заключали с лешим договор: молоко из коров не высасывать, скотину в болота не загонять и т. д. Если договор нарушался, писали на обидчика жалобу на широкой доске и подвешивали к дуплистому дереву в чащобе — пусть Дед Лесовик разберется.

Поверья приписывают лешим страсть к женщинам и нередко обвиняют их в похищениях девушек. Приписывают им и жен одинаковой с ними породы (лешачиха, лешуха), и детенышей (лешеня).

МИР ЭЛЬФОВ И ФЕЙ.

Народные поверья издавна упоминают об эльфах. Это волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями алъ-вы (швед.), сидхи (ирл.). Описания эльфов в различных мифологиях отличаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, дружественные человеку. Многие мифы и писатели не делают различий между эльфами и феями.

Эльфы — существа очень пугливые, избегают общения с людьми. Их привлекает больше мир растений. Среди цветов и ярких пятен солнечного света они чувствуют себя в безопасности. Но их добрые поступки помогают людям устоять в трудные минуты жизни. Часто именно эльфы оказывают невидимую помощь.

Изображали эльфов как маленьких человечков с крылышками за спиной. Порхая с цветка на цветок, они напоминали разноцветных бабочек.

Вот как рассказывают скандинавские мифы о появлении на Земле фей и гномов.

«С того дня, когда на небе впервые зажглось Солнце, жизнь на Земле стала веселее и радостнее. Все люди мирно трудились на своих полях, все были довольны, никто не хотел стать знатнее и богаче другого.

В те времена боги часто покидали Асгард и странствовали по свету. Они научили людей копать землю и добывать из нее руду, а также сделали для них первую наковальню, первый молот и первые клещи, с помощью которых были потом изготовлены все остальные орудия и инструменты. Тогда не было ни войн, ни грабежей, ни воровства, ни клятвопреступлений. В горах добывалось много золота, но его не копили, а делали из него посуду и домашнюю утварь — вот почему этот век и называется золотым.

Как-то раз, роясь в земле в поисках железной руды, Один, Вили и Be нашли в ней червей, которые завелись в мясе Имира. Глядя на этих неуклюжих существ, боги невольно задумались. «Что нам с ними делать, братья? — произнес наконец Be. — Мы уже населили весь мир, и эти черви никому не нужны. Может быть, их надо просто уничтожить?».

«Ты ошибаешься, — возразил Один. — Мы населили только поверхность Земли, но забыли про ее недра. Давайте лучше сделаем из них маленьких человечков — гномов, или черных эльфов, и дадим им во владение подземное царство, которое будет называться Свартальфахейм, то есть Страна черных эльфов». «А если им надоест там жить и они захотят подняться наверх, к солнцу?» — спросил Вили. «Не бойся, брат, — ответил Один. — Я сделаю так, чтобы солнечные лучи превращали их в камень. Тогда им придется всегда жить только под землей».

«Я согласен с тобой, — сказал Be. — Но мы забыли не только про недра — мы забыли про воздух. Давайте превратим одних из этих червей в черных эльфов, или гномов, как сказал Один, а других — в светлых эльфов и поселим их в воздухе между Землей и Асгардом, в Льесальфахейме, или в Стране светлых эльфов». Остальные боги согласились с ним.

Так появились в мире эльфы и гномы и две новые страны: Свартальфахейм и Льесальфахейм. Черные эльфы, которых обычно называют гномами, вскоре стали искуснейшими мастерами. Никто лучше них не умел обрабатывать драгоценные камни и металлы, и, как вы еще узнаете впоследствии, сами боги нередко обращались к ним за помощью. В то время как их собратья работали в недрах Земли, светлые эльфы трудились на ее поверхности. Они научились выращивать самые красивые и ароматные цветы и с тех пор каждый год покрывают ими землю, чтобы она была еще лучше и еще прекраснее.».

ИХ АРХИВА СОБЫТИЙ.

В 1989 году исследователи Миннесотского университета в Миннеаполисе при помощи сверхчувствительной видеокамеры открыли малопонятное атмосферное явление. Оно получило название эльфы.

Прибор, направленный на грозовое облако в районе озера Верхнее, зафиксировал кратковременные вспышки (до 30 миллисекунд). Вспышки устремлялись от верхушки облака на высоту до 65 км. С тех пор эльфы регистрировались неоднократно. Исследователи пока не нашли объяснения этому феномену.

Особенно любопытный аспект заключается в том, что энергия эльфов намного превышает энергию грозового облака, и потому совершенно неясно: гроза провоцирует странные вспышки, зарождающиеся эльфы инициируют грозу или некий третий неизвестный фактор является причиной возникновения и грозового фронта и огненных факелов над ним.

К существам, лишь иногда появляющимся в мире человека, мифы относят и фей. Когда-то вера в фей была повсеместной, эти сверхъестественные существа считались, за редкими исключениями, добрыми помощниками человека.

В мифологии западноевропейских народов феи — сверхъестественные существа в обличьи прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда — с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми.

Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми и примечательными из всех второстепенных сверхъестественных существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной или эпохой. Древние греки, эскимосы и индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность: когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, сидя за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в поговорку. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидимки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто одаривают своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «…как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает — видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».

Все феи и эльфы без исключения одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства — мгновенное появление и исчезновение — заключаются в их волшебной одежде.

Мир фей является, по словам Эванса Венца, «…невидимым миром, в который видимый мир погружен наподобие островов в неисследованном океане, и населяющие его существа гораздо разнообразнее по своей природе, чем обитатели этого мира, поскольку их возможности несравненно разнообразнее и шире».

Существует немало старинных легенд о людях, попадавших на поляны, где феи устраивали свои праздники. Как правило, при этом происходили какие-то чудеса со временем. Например, протанцевав ночь на-пропет, люди возвращались домой и узнавали, что за это время прошли годы! В некоторых легендах также упоминается странный туман. Погружаясь в него, человек словно попадал в другой мир.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.

Итальянский исследователь Л. Бокконе в течение трех лет фотографировал небо над своей лабораторией. На некоторых снимках проявились скопления полупрозрачных монстров с клыкастыми пастями и когтистыми лапами. Бокконе назвал их криттерами, что в переводе означает твари.

По мнению ученого, это эфирные формы жизни, обитающие в нашем пространстве.

ТАЙНЫ ПЕЩЕРНЫХ ДУХОВ.

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ.

В 1960 году экспедиция Британского географического общества, возглавляемая Меттью Смитом, решила проникнуть в недра одной загадочной пещеры, расположенной в Перу (Южная Америка, Восточные Кордильеры).

В легенде говорилось, что там живет зловещий молчаливый дух. Этот дух высасывает кровь из каждого, кто зайдет в пещеру слишком далеко. Иногда дух виден в образе старца с длинной седой бородой. Никто из местных жителей не решался углубиться далее чем на 20 метров, хотя индейцев и не назовешь робкими.

Рассказывают, что в середине XVIII века в этой пещере пропал католический монах-миссионер. Он хотел развенчать суеверия индейцев и ушел в пещеру. Как оказалось, навсегда.

XX век преподнес исследователям такую же неожиданность. Два отважных спелеолога, проникнувшие в пещеру, пропали. М. Смит организовал поисковую группу. Но, к сожалению, через двое суток было найдено только тело одного из спелеологов, а второго так и не нашли.

При обследовании пещеры были обнаружены человеческие останки. Предположительно все они принадлежали людям, когда-то погибшим насильственной смертью. Важно отметить, что во время поисков у всех участников группы было сильное чувство страха и дискомфорта.

В 1985 году в этой же пещере пропали три туриста из Чили.

АНОМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПЕЩЕРАХ.

Есть ли в глубинах пещер неизвестные нам формы жизни? В нашем исследовании загадок и тайн несомненный интерес представляет то, что пребывание человека в особых условиях обостряет его восприятие. Проявляющиеся способности зачастую заставляют видеть «невидимое», слышать «неслышимое».

Исследования подземных недр провел А. Г. Ковалев. Его материалы, несомненно, заслуживают внимания, так как этот человек многие годы посвятил изучению пещер как спелеолог. Именно его опыт и был отражен в информационном сообщении.

Подземное пространство до сих пор остается одним из наименее исследованных мест на планете. Таинственный мрак подземелий хранит в себе множество самых разнообразных загадок. И если часть из них успешно решается отважными первопроходцами земных глубин, спелеологами, то некоторые, носящие аномальный характер, еще ждут своих решений.

Под землей само поведение человека становится аномальным. Чтобы разобраться в этом явлении, следует познакомиться с особенностями пещерного мира. Специфика подземного пространства оказывает мощное воздействие на психику человека. Последствия такой атаки на мозг могут проявляться различным образом, в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его подготовки.

Одним из важнейших факторов, воздействующих на человека под землей, является темнота. Лишь в привходовые участки пещер проникает иногда солнечный свет. В глубине же пещер царит абсолютный мрак. Поскольку большую часть информации об окружающем мире человек получает посредством зрительного восприятия, не удивительно, что темнота является сильным стресс-фактором.

Использование источников искусственного освещения привносит дополнительные особенности. Человек для получения объемного зрительного образа сканирует зрительными рецепторами довольно большое пространство. Электрические фонари в большинстве случаев дают узкий луч света, выхватывающий из тьмы лишь отдельные фрагменты. Для пространственного ориентирования этого мало, поэтому человек должен привлекать другие возможности организма для получения информации об окружающем мире.

Наконец, спектр электрического света отличается от привычного глазу спектра солнечного света. Таким образом, даже использование мощных фонарей не снимает стрессовую ситуацию, вызванную темнотой.

Еще одним специфическим фактором подземного мира является тишина. Нам сложно оценить в полной мере, что такое настоящая тишина. Ведь человека с рождения окружает мир звуков. Разговоры окружающих, музыка, пение птиц, шорох листьев, завывание ветра, гул машин и механизмов и многое другое создают привычный звуковой фон, который помогает ориентироваться. В пещерах очень часто царит полная тишина, лишь в некоторых случаях прерываемая шумом текущей воды. Исчезновение привычного звукового раздражителя заставляет человека напрягать свои органы слуха и слышать такое, чего в обычной жизни он не услышит никогда.

Примерно такая же ситуация происходит и с другими органами чувств. Обедненная гамма раздражителей и для обонятельных, и для тактильных, и для вкусовых рецепторов приводит к специфической ситуации, когда человеческому мозгу недостаточно информации об окружающем мире. Такое явление хорошо известно спелеологам под названием сенсорная депривация.

Поскольку исследователям-спелеологам часто приходится жить в подземных лагерях подолгу, существование сенсорной депривации приводит к проявлениям весьма своеобразных эффектов изменения сознания.

Наиболее распространенное последствие сенсорной депривации — всевозможные галлюцинации. Организм испытывает информационный голод, потребность в зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущениях. Поскольку ощущений не хватает, мозг начинает продуцировать их сам, на основании ранее полученной информации. Именно поэтому сновидения в подземных лагерях очень яркие и красочные. Этот эффект многократно наблюдался в спелеологических экспедициях.

Галлюцинации чаще всего проявляются в очень четком ощущении присутствия людей. Как правило, они возникают, когда человек находится в одиночестве либо движется в группе последним. Ему слышатся голоса, звон снаряжения, звуки шагов, иногда виден свет. Один из спелеологов после нескольких часов одиночного передвижения по пещере утверждал: «Мне все время кто-то дышал в затылок». Такие ощущения чужого присутствия хотя бы раз испытывал практически каждый спелеолог.

Но сенсорная депривация проявляется не только в этом. Нередко бывает, что невозможность в полном объеме использовать органы чувств приводит к тому, что в человеке просыпаются какие-то альтернативные возможности либо происходит такое обострение существующих органов чувств, что восприятие действительности становится иным. В любом случае можно утверждать, что под землей человек находится в состоянии измененного сознания.

* * *

В 1994 году в спелеологическом журнале «Свет» появилась любопытная информация. В пещере Кашкулакской, в Хакасии, проводился необычный эксперимент. На глубине 15 метров в большом зале находился оператор, в задачу которого входило транслирование мысленных образов.

Руководитель экспедиции в назначенное время вскрывал запечатанный конверт с рисунком какого-нибудь символа. Оператор, глядя на снимок, мысленно передавал образ людям, находившимся на поверхности на приеме. В эксперименте принимали участие несколько тысяч добровольцев из двух десятков стран. После проведения эксперимента один из его организаторов академик В. Казначеев сообщил: «Эффект дистантной передачи мысленных образов подтвержден».

Место для проведения эксперимента было выбрано не случайно. Кашкулакская, иначе Пещера черного дьявола, среди аномальщиков известна своими странностями. Люди испытывают в ней беспричинный страх, отказывается работать сверхточная чувствительная аппаратура, сбиваются с ритма часы. Энергетическое дыхание земли, по мнению организаторов эксперимента, должно было усилить телепатический сигнал оператора.

Известны случаи, когда люди в пещере впадают в транс. Так, калужский исследователь пещер А. А. Перепелицын упоминает случай о некой девушке, которая впала в глубокий транс, находясь под землей. Ранее свойств медиума она не проявляла и впоследствии тоже. А в тот раз вдруг принялась беседовать с некими «подземными духами», которые приглашали девушку к себе. К счастью, товарищи не позволили ей уйти по зову пещерных голосов.

А вот пример проявления необычных качеств, которые доводилось лично наблюдать автору.

Во время экспедиции в вертикальную пещеру на плато Караби в горном Крыму произошел странный случай. Участник прохождения крепил веревку в устье 90-метрового колодца. По неопытности или невнимательности точки крепления пришлись на огромную глыбу, «приклеенную» глиной к стене. Естественно, при появлении нагрузки глыба сорвалась и рухнула на голову незадачливому спелеологу. Случай перешел бы в разряд трагических, если бы не сверхъестественно обостренная чувствительность парня. Подняв голову, он увидел самый момент отрыва глыбы и успел, расклинившись в щели, за мгновения уползти метров на шесть в сторону.

«Непонятная причина заставила меня посмотреть вверх, — рассказывал он потом. — Время как будто стало резиновым и растянулось. Я видел, как падает глыба, медленно, как в замедленном кино. Я понял, что надо успеть отскочить в сторону, пока она не долетела, и стал убегать в распорах по щели». (Распоры — способ перемещения на узких участках (трещинах, каминах). Заключается в поочередном перемещении конечностей с переносом массы тела на освободившиеся.).

Глыба висела в двух метрах над головой, и подлетное время ее было меньше секунды. Тем не менее спелеолог успел заметить опасность, принять решение и удалиться на шесть метров в сторону. Позднее он сам не смог понять, как такое могло получиться. Единственное разумное объяснение — максимальное обострение органов чувств человека.

А. А. Перепелицын сообщает об интересном случае, когда в результате травмы участница спелеологической группы осталась на несколько часов в темноте в одиночестве. Результатом такой экстремальной ситуации стало появление кожного зрения. Девушка начала чувствовать ладонью стены и препятствия на расстоянии 30–40 см. Кожные рецепторы научились улавливать тепловое излучение ладони, отраженное от стен пещеры. Впоследствии такое кожное зрение смогли развить у себя и другие участники группы.

Но наиболее интересные изменения в мировосприятии происходят при очень длительном пребывании человека под землей. Влиянию изолированной пещерной среды на человека в 1960—1980-х годах было посвящено несколько экспериментов, получивших название «Вне времени».

Суть их заключалась в том, что добровольцев-спелеологов поодиночке и группами помещали в пещеру и наблюдали за изменениями в их физиологическом и психическом состоянии. Одно из условий эксперимента заключалось в том, чтобы испытуемые не имели с собой приборов, регистрирующих время.

Так вот, оказалось, что, не имея никаких признаков смены дня и ночи, человеческий организм постепенно переходит на другой жизненный ритм. Сутки постепенно удлиняются, и человек начинает жить по 48-часовому ритму. Смещается даже менструальный цикл у женщин.

Отдельная история — присутствие в подземном мире мистических персонажей. Наиболее распространенные из них — Белый и Черный спелеологи, Хозяйка, Шубин. Трудно сказать, являются ли они чистыми элементами спелеологического фольклора или все же реальными сущностями. Тем не менее под землей не рекомендуется относиться к «пещерным духам» без должного уважения. Вот что рассказывает один из спелеологов.

«Мне довелось увидеть Белого спелеолога один раз в жизни, но воспоминаний об этой встрече хватит на много лет. Случилось это в самой глубокой пещере планеты — шахте Вороньей.

Подземный лагерь был разбит на глубине 1790 метров. В небольшом зальчике с трудом помещалась палатка для пяти спелеологов. Запланировано было погружение в конечный сифон.

Вечером накануне происшествия обсуждался вопрос о переносе лагеря на 200 метров вниз, чтобы не возвращаться после погружений каждый раз на 200 метров вверх. Мнения разделились. Часть спелеологов была против переноса лагеря, так как предлагаемое место потенциально паводкоопасно. В случае резкого повышения уровня воды, которое изредка происходит в пещерах при интенсивном снеготаянии или сильных ливнях, по пещере идет вал воды — паводок.

Паводок — катастрофическое явление в пещерах, вызванное внезапным резким потеплением или проливными дождями. Большой объем воды, обладающий большой энергией удара, проносится по узким подземным каналам, сметая все на своем пути. При этом некоторые участки пещеры могут быть полностью затоплены. Уберечься от такого бедствия можно только одним способом — не становиться у него на пути.

Все-таки мы приняли решение остаться в этом лагере, но часть вещей, в том числе оборудование для подводных работ, отнесли вниз.

Ночью мне долго не спалось, какое-то тревожное чувство не давало покоя. Вдруг я обратил внимание, что появилось светлое пятно и приблизилось к палатке. Поначалу я подумал, что это кто-то из ребят, живущих в верхних лагерях. Да вот только свет был какого-то странного спектра — не электрический, но и не пламя карбидного фонаря. В общем, какой-то не такой. Сквозь тонкую ткань палатки был виден человеческий силуэт.

Незнакомец присел на камень у входа в палатку. Я хотел сначала вылезти и поприветствовать гостя, но как-то сразу понял, что он не хочет, чтобы на него смотрели вблизи. Завязался телепатический разговор. Он сказал, что будет паводок. Я спросил, успеем ли мы забрать снаряжение из нижнего лагеря. Он ответил: «Нет». Тогда я спросил, будет ли с нами все в порядке. Он ответил: «Если бы с вами должно было что-то случиться, пришел бы не я». Затем поднялся и ушел.

Некоторое время я, взволнованный, лежал не в силах поверить в происходящее, потом незаметно уснул. Проснулись все одновременно от рева воды. Ровно в 6 часов утра ударил сильный паводок. Сутки мы просидели отрезанными от поверхности и от нашего снаряжения. И действительно, как и предсказывал Белый, никто не пострадал».

* * *

Возможно, способность увидеть и общаться с потусторонними силами просыпается в людях лишь при их проявлении. Иногда в пещерных лабиринтах видят и настоящих призраков.

Так, по свидетельству заведующего отделом истории пещер национального историко-архитектурного заповедника «Чернигов древний» В. Я. Руденка, в пещерах, носящих имя Антониевых, регулярно наблюдают появление Его. Выглядит Он, по описаниям многочисленных очевидцев, как человек, одетый в длинное старомодное пальто. Призрак всегда появляется в одном и том же месте — в галерее, ведущей от часовни к церкви Николы Святоши. Видели его многие — и сотрудники музея и посетители, и, что характерно, страха при этом никто не испытывал.

Антониевы пещеры — место само по себе непростое. Сам преподобный Антоний — основоположник традиций иноческого пещерокопательства на Руси. В честь святого Антония названы подземные церкви таких известных святынь, как Киево-Печерская лавра и Святогорская обитель. Антониевы пещеры в Чернигове связаны с судьбой преподобного Антония самым непосредственным образом. Спасаясь от гнева киевского князя Изяслава в 1069 году, преподобный Антоний прибыл в Чернигов. Вскоре на Болдиной горе в живописном месте появился пещерный монастырский комплекс. Современные археологические исследования показали, что христианская обитель расположена на месте древнего языческого капища. Вероятно, это не случайно.

В Крыму, в урочище Таш-Хапу, тоже есть пещера, в которой исследователи наблюдали странный феномен «призрачного» характера. Эта пещера использовалась древними людьми для выполнения культовых обрядов. Внутри даже сохранилась чаша с орнаментом.

Именно при рассматривании этой чаши в 2001 году исследователями был замечен призрак. Как рассказывает руководитель группы А. А. Терехин, «…внезапно у входа в пещеру сверкнула молния, и ее отблеск на какой-то краткий миг озарил каменную полость, со дна чаши, как из тумана, проявилась верхняя часть мужского лица».

Видение длилось не более 45 секунд. За это время исследователи успели отойти от потрясения и принялись устраивать дополнительное освещение, фотографировать и наблюдать. Особенно четко были видны глаза — немигающие, с чуть подрагивающими веками. Четко просматривалась радужка. Изображение казалось объемным, при перемещении наблюдателя по пещере взгляд будто следовал за ним. Сейчас ученые ищут объяснение этому феномену. Возможно, исследователи видели образ далекого предка.

В упоминавшейся уже пещере Кашкулакской исследователь К. Бакулин видел в 1985 году призрак шамана. Пожилой, в мохнатой шапке с рогами, в развевающихся одеждах, он стоял метрах в пяти от спелеолога и призывно манил его рукой.

Как оказалось впоследствии, подобные видения посещали людей, попавших в пещеру, неоднократно. Шаман представал то в уже описанном виде, то медведем с человеческим черепом вместо головы. Иногда туристы видели просто неопределенную черную фигуру.

Проведенные физические эксперименты показали наличие источника низкочастотных импульсов где-то в недоступных недрах пещеры. На излучение реагировали не только приборы, но и животные — летучие мыши, голуби и даже специально занесенные в пещеру моллюски. В этой пещере также обнаружены следы древнего святилища, связанного с древнехакасским языческим культом. Недаром ее назвали Пещерой черного дьявола.

Аномальные явления происходят в пещерах как искусственного, так и естественного происхождения. Часть из них, вероятно, связана с особыми, до сих пор не изученными процессами, происходящими в недрах земли. Ведь пещеры заложены по тектоническим разломам, уходящим на невообразимую глубину в толщу земной коры. Такие неоднородности в строении земли могут быть причиной искажения привычной картины взаимодействия физических полей — магнитного, гравитационного и пр. У человека в таких местах действительно могут проявляться несколько необычные свойства.

Часть аномальных явлений, безусловно, связана с использованием подземного пространства для мистических обрядов. Недаром феномены происходят в местах поклонений различным культам.

Таким образом, аномальные явления в пещерах довольно разнообразны. Генерируются они сочетанием особенностей пещерной среды и присутствием в ней человеческого разума. Того самого разума, которому и суждено в конце концов разобраться в природе этих аномалий.