Загадочные существа.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПЛАТОНА.

Платон (428–348 до н. э.) оставил глубокий след в истории всей античной культуры. Он был не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но также блестящим оратором, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки, а еще — проницательным ученым, высказавшим множество важных и плодотворных идей. Из 36 дошедших до нас сочинений, которые связаны с именем Платона, большая часть посвящена нравственным, эстетическим и другим чисто человеческим проблемам.

Платон утверждал, что знание, получаемое через органы чувств, дает информацию только о мире явления и потому не может не быть приблизительным, обладающим лишь некоторой степенью вероятности.

Космос в целом рассматривался им как произведение, созданное высшей творческой силой, Демиургом — в подражание некоему идеальному первообразу. Вместе с космосом возникло и время. Космос един, это живое существо, наделенное душой и умом. Творец мира создал человека как самое совершенное существо, в наибольшей степени приближающееся к образу божества.

Мозг, по мнению Платона, служит местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота.

Вторая навигация.

Принципиальная новизна платоновской философии состоит в открытии сверхчувственного мира, метафизического измерения бытия. Свое открытие Платон иллюстрирует образом второй навигации. Первая навигация была доверена физическим силам ветров, гнавшим корабль, — так обозначена философия натуралистов, объяснявших реальность физическими элементами (воздух, вода, огонь, земля) и силами.

Вторая навигация началась, когда обозначился недостаток ветра и физических сил в условиях штиля, когда следует грести веслами. Так философия разума пытается собственными силами постичь подлинные причины бытия, помимо физических. Когда нужно объяснить, почему нечто прекрасно, нельзя ограничиться физическими составляющими, например цветом, формой и т. п. Следует подняться до идеи прекрасного.

На вершине мира идей покоится идея Блага, совпадающая с Единым. Единое — принцип бытия, истины и всего ценного. Низший уровень умопостигаемого мира образуют математические множества, числа и геометрические фигуры. Все уровни реального имеют биполярную структуру, это синтез Единого и Диады, их верная пропорция. Бытие есть смесь предела и беспредельного. Посредничество математических образований помогает преобразовать хаотический мир чувственного в космос, множества свести в единство — так возникает порядок. Мы находим у Платона выразительные термины: «прекрасное само по себе», «благо как таковое».

Комплекс идей с вышеописанными характеристиками вошел в историю под названием Гиперурании. Гиперурания означает наднебесную сферу, или то, что выше физического космоса. Платон не уставал подчеркивать, что идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т. е. открыты понимающему уму. Совершая вторую навигацию, от чувственного мы поднимаемся к его причине — миру умопостигаемого. Поняв структуру высшего мира, легче понять природу и строение мира чувственного.

Мир рожден Творцом для добра и любви к благу. «Бог, желая, чтобы все мирское стало лучше, чтобы не оставалось ни одной дурной вещи, взял из мира видимого то, что было вне порядка, беспокойно и неправильно, и привел из беспорядка в порядок, порешил, что так будет лучше. В самом деле, нет ничего законнее, чем сделать нечто лучше, чем было». Зло и все негативное, пока остающееся в этом мире, обязано бытием хаотической пространственности и чувственной материи.

Платон видит мир живым и разумным и оценивает живое и разумное как более совершенное, чем неживое и неразумное. Так появилась Мировая душа, а в ней — Мировое тело. Поскольку божественное творение совершенно, то рожденный мир никогда не исчезнет. Умопостигаемый мир вечен, значит, он — не то, что было и будет, а то, что есть. Чувственный мир существует в пространственном измерении, ибо он — подвижный образ вечности. Время возникло вместе с небесами и космосом.

Платоновская концепция человека основана на природе души и тела. Тело — темница души, отсюда постоянная тема бегства от всего телесного и мирского, тема уподобления божественному. Платон ссылается на Еврипида: жить — не значит ли умирать, а умирать — не значит ли возрождаться? Смерть тела открывает новую жизнь душе. Корень всех зол, нездоровых страстей, неприязни, невежества, безумия Платон усматривает в телесном. Заботиться о душе, добавляет Платон, значит радеть о ее чистоте. Добродетель в том и состоит, что из мира иллюзий мы постепенно попадаем в мир подлинный. Диалектика освобождает от цепей чувственного, что дает возможность причастия к истинному бытию высшего Блага. Мы видим у Платона исходный смысл понятия «преображение», которое в христианстве станет центральным. Человеческая душа имеет способность улавливать неподвижное и вечное.

Миграция души. Идея реинкарнации.

Посмертная судьба души особенно увлекает Платона; в виде различных мифов она складывается в причудливый рисунок. От орфиков философ взял идею миграции души от одного тела к другому, идею многих рождений.

В диалоге «Федон» мы читаем, что души, испорченные страстями, вожделениями, наслаждениями, и после смерти не могут найти покоя. Они бродяжничают, как фантомы, пока не вселятся в другие тела, такие же бестолковые, как и в предшествующей жизни. Только у добродетельных душ есть шанс соединиться с кроткими и миролюбивыми телами достойных людей. Тем, кто очистил свое тело полностью и возлюбил святую мудрость, станет доступно высокое племя богов.

В «Государстве» Платон говорит о втором типе реинкарнации, отличном от первого. Количественная ограниченность душ и необходимость порядка в небесном воздаянии по заслугам заставили Платона заняться расчетами. Поскольку одна жизнь не превышает ста лет, внеземная жизнь должна иметь в десять раз большую продолжительность, т. е. тысячу лет (согласно пифагорейской числовой магии). Для душ, несущих бремя тяжких грехов, наказание беспредельно. В целом по окончании тысячелетнего цикла души должны вернуться, чтобы затем воплотиться вновь.

Души то падают в тела, то воспаряют к небесам. Время от времени души собираются на Божий суд для определения дальнейшей судьбы каждой из них. По греческой традиции, среди богов в этой ситуации главная — богиня Ананка (Необходимость), а с ней ее дочь мойра Лахесис. При этом человек не выбирает, жить или не жить, но души свободны в выборе: жить по справедливости ради блага или в пороках ради зла.

«Важно понимать, что такое красота, в соединении ли с бедностью или богатством душа творит зло или благо, что значит благородство или низость, частная жизнь, государственные должности, мощь и слабость, восприимчивость к знаниям и бездарность. Природные свойства души и приобретенные качества помогают человеку сделать верный выбор…

В Аид надо отойти с твердым как алмаз убеждением, чтобы не одолело зло, не постигла участь тирана. Как в этой, так и в будущей жизни надо уметь выбирать средний путь и избегать крайностей. В этом высшее счастье человека…

Убежденные, что душа бессмертна и может перенести любое зло и благо, мы все будем держаться небесного пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью, чтобы, пока мы здесь, быть друзьями самим себе и богам. Заслужив себе награды, как победители на состязаниях, собирающие дары, и здесь, и в том тысячелетнем странствовании мы будем счастливы».

Крылатая колесница души.

Душу Платон уподобляет крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Кони, несущие душу человека, разной породы: один хорош, другой негоден, ибо тянет то вверх, то вниз, то в сторону. Возница — разум, кони символизируют желания и гневливую часть души.

Сначала души следуют небесными стезями, по пути богов, созерцая Гиперуранию в долине Правды. Однако наша дурная природа (плебейский конь) так и норовит скатиться вниз. Вот и получается, что некоторым душам не добраться до истины: в давке они мнут друг друга, в стычках и драках крылья ломаются, отяжелевшие души падают вниз, на землю. В компании богов и добрых демонов остаются души, познавшие истину.

После смерти человеческая жизнь ответствует высшему судье — Ананке (Необходимости) и получает от нее наказания или награды по земным заслугам. После тысячелетнего цикла душа вернется на суд для новой земной жизни. По прошествии десяти тысяч лет все души вновь обретают крылья и возвращаются в лоно богов. Привилегированным исключением становятся философские души: они обретают крылья уже через три тысячи лет.

Во времена Платона, как и сегодня, существовали две основные точки зрения по поводу смерти, а значит, и странствований души. «Смерть — это одно из двух: либо умереть, значит стать ничем… либо, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, ее переселение из здешних мест в другое место» (Сократ).

Если смерть — это конец всего, то, как говорит Сократ, она не страшна, ибо то, что следует за ней, подобно глубокому крепкому сну без сновидений, когда никто и ничто не беспокоит человека. Если же душа бессмертна, то смерть является лишь переходом из этого мира в какой-то иной.

Именно этой идеи придерживался Платон, и исходя из нее он ставит новые вопросы. Если душа бессмертна, если она имеет божественное происхождение, тогда почему она впала в заблуждение?

Мир Аида.

Каков он — иной мир и что происходит там с душой? «Аид — это незримый мир, куда душа уходит после смерти в сопровождении своего гения. Дорога, которая ведет туда, не простая и не единственная, и на ней должны иметься многие распутья и перекрестки» (Федон).

Иной мир — это мир, в котором над душой происходит суд, и судят ее сыновья Зевса Минос, Радамант и Эак, которые, оценивая ее образ жизни на Земле с точки зрения Божественного закона, выносят свой вердикт, тем самым определяя дальнейшую судьбу души. Это мир воздаяний, следовательно, там есть области, соответствующие чистой и духовной жизни, и области, в которых душа расплачивается за все свои прегрешения. Мир, в котором душа проводит время ожидания до следующего воплощения, многообразен и делится на уровни. Душа там движется по вертикальной оси, на одном конце которой находится Тартар, а на другом — Олимп.

Иной мир имеет и свой ландшафт: горы, реки, озера, огненные области и пустыни. Там протекают реки, среди которых особо выделяются четыре, соответствующие четырем стихиям и сторонам света: Ахеронт, Перифлегетонт, Кокит и Океан. Там же находится и озеро Мнемосины, и река забвения — Лета. Есть и границы, отделяющие мир иной от мира видимого.

В мифе об Эре, которым Платон завершает «Государство», невидимый мир четко разделен на правое верхнее пространство — небесное, и левое нижнее — подземное. В одном душа очищается от всего телесного и чувственного, в другом она вознаграждается в соответствии с ее заслугами (созерцает истину). Таким образом, посмертное существование является процессом очищения от прошлого опыта и возобновления сил для того, чтобы, вернувшись снова на Землю, продолжить долгий путь познания себя, своей подлинной природы.

По истечении назначенного срока души выбирают свою последующую жизнь, и при этом выборе большинство душ исходит из опыта и привычек предыдущей жизни. Этот выбор, утвержденный мойрами — богинями судьбы, после нисхождения души в тело становится для нее реальностью.

В каком-то смысле география потустороннего мира — это география самой души. Сколько людей — столько и незримых миров. И в каждом из этих миров есть свое нижнее и верхнее небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа. В это духовное пространство душа поднимается окрыленная вдохновением, чтобы, пользуясь внутренним зрением, созерцать высшую реальность, которая не имеет ничего общего с чувственными переживаниями и интересами преходящей личности.

После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым ходила в течение своего земного существования. Знание, как говорит Платон, есть воспоминание о том, что душа видела раньше (в Аиде), а ее земная жизнь — результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения. Подобно этому все, что происходит с душой после смерти, должно быть воспоминанием о прожитой жизни, беспристрастной оценкой и судом над всеми выборами, которые были сделаны.

Выбор судьбы — это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие. Мы не выбираем сны, они нам просто снятся, являясь следствием прошлого опыта. Подобно этому переживания души, когда она уже находится в потустороннем мире, уже не выбираются, их выбор осуществлялся в течение всей земной жизни.

Каждый человек создает и несет внутри себя свой Тартар и свой Олимп. Первый соответствует чувственному аспекту жизни, а второй — результат духовных исканий. Жизнь — это развертывание души изнутри наружу, посмертные переживания являются ее свертыванием. Свободная от тела душа встречает в ином мире себя и свои деяния. После смерти «делаются заметными все природные свойства души и все следы, которые человек оставил на душе каждым из своих занятий» (Горгий).

Смерть обнажает душу, отделяет от нее все, что человек имел, с чем отождествлял себя в течение жизни — от имущества до положения в обществе. Она убирает все ложные опоры и все то, что по своей природе не является частью самой души. Если человек жил несправедливо, его душа покрыта рубцами ложных клятв и поступков, искривлена самолюбием и в ней нет ничего прямого, потому что она не стремилась к истине и не знала истины. А справедливой душе присуща красота. Оставаясь равнодушным ко всему тому, что ценит большинство людей, стремясь найти истину и сделаться лучше, человек, думающий о смерти, живет жизнью, которая будет полезна не только здесь, но и в Аиде.

Психостазия души.

Суд над душой является своего рода психостазией (взвешиванием души), которая включает в себя разделение всего, что прожито, по двум признакам. Все, что с нами происходит, мы психологически воспринимаем как единое, неделимое целое, как одну жизнь, хотя на самом деле она является смешением двух форм существования человека.

Этим формам соответствуют две дороги, которые от распутья, где происходит суд над душой, ведут к двум областям иного мира. Одной из дорог, ведущих от распутья, соответствуют титанические деяния, а другой — дионисийские. Одна удаляет душу от Блага, другая — приближает. Одна является дорогой Венеры земной, а другая — Венеры небесной. Все, что происходит с душой, либо наносит ей раны, либо очищает и возвышает ее.

В пифагорейской школе психостазия практиковалась ежедневно. Перед сном ученики оценивали прожитый день, отвечая на вопросы: «В чем согрешил сегодня?», «Что сделал?», «Что должного не выполнил?» Как говорит Платон, на душу надо смотреть глазами судей мира иного, и это значит — вести внутренний диалог со своей совестью, не оправдывая и не обманывая себя. Лишь возвысившись над собой, мы обретаем это ясное видение, дающее ответ на вопрос, стали ли мы сегодняшние лучше нас вчерашних?

Прежде чем покинуть невидимый мир, после длинного и изнурительного путешествия душа приходит на равнину, где нет никакой растительности, и там пьет воду из реки Леты, которая приносит ей забвение всего, что происходило с ней в ином мире. После этого она отправляется в новое тело в сопровождении своего гения судьбы, который должен сопровождать ее в новый мир.

В ином мире находится также озеро Мнемозины — матери муз и всего того, что возобновляет и укрепляет воспоминания о небе. Воды этого озера по праву могут пить лишь души героев-философов, родственные Эросу и движимые им в их страстном стремлении к божественному образу жизни.

Павсаний пишет, что, приходя к пещере Трофония, которого считали сыном Аполлона, паломник, желавший услышать совет или узнать свое будущее, сначала пил воду из источника Леты, а потом, когда выходил, — из источника памяти. Обращаясь к божественному, он должен был забыть все земные заботы и волнения, мучающие душу, а уходя от него, закрепить в своей памяти все, что видел и созерцал в пещере.

…И нету обратного брода.

В реке под названием Лета,

Где связаны смерть и свобода.

Сообществом тени и света!

(Александр Городницкий).

Но в пещеру можно войти не только забыв все, что отягощает душу, можно забыть также все, что связывает ее с небом. Это символическое значение она принимает в «Государстве», где Платон чувственный мир сравнивает с пещерой, в которой живут люди, прикованные цепями к своему месту. Они не могут двигаться, и все, что они видят и изучают, — это тени вещей, которые отражаются на стенах. При этом они не догадываются, что их знание — это знание теней, а не подлинной реальности, которая находится снаружи и является причиной существования иллюзорного мира.

Как узнать эту другую реальность, если она недоступна чувствам? Как научить добродетели, если она относится к этому другому, сверхчувственному знанию?

Отвечая на этот вопрос, Платон отождествляет знание с воспоминанием. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину, и настолько, насколько ее помнит, является мудрой, а значит — свободной.

Принимая идею бессмертности души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении соединения с духовным — умопостигаемым — миром.

Тройственная природа души.

Объясняя природу души, рассуждая о том, какова душа сейчас и какой была до своего нисхождения в мир чувственный, Платон символически отождествляет ее с морским божеством Главком. За долгое время пребывания в морских глубинах к телу Главка прилипло много грязи, и он стал больше походить на чудовище, чем на божество. Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее — все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать самое себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений.

Платон говорит, что внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она тройственна — это соединение человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Неразумный человек кормит своего многоголового зверя, а внутреннего человека морит голодом. Разумный, напротив, стремится к полной гармонии в своей душе. Он укрощает льва, облагораживает в химере все кроткое и препятствует развитию ее диких качеств, которые губят душу. Каждой из трех частей души присущ свой тип совершенства, своя добродетель: разумному началу — мудрость, яростному — храбрость, а вожделеющему — умеренность.

Платон неоднократно подчеркивает, что душу портят несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество и другие пороки, делающие ее узником тела. Ко всему этому нужно добавить эгоизм или чрезмерное себялюбие, которое ослепляет человека. Такой человек слишком горд, чтобы учиться у более мудрых людей (Законы).

Метафизика очищения души.

Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне формирует человека и уподобляет его божеству. «Благоразумие, справедливость, мужество и мудрость — вот средства такого очищения» (Федон). Все эти достоинства являются целью философского поиска, и по мере очищения мы открываем их внутри себя.

Благодаря внутреннему зрению человек способен различать добро и зло, добродетель и порок. Правда, Платон говорит и о добродетели-привычке, которая не является внутренним достоянием человека. Если человек действует хорошо лишь по привычке, а не исходя из знания, его поведение будет лишь рефлексией на окружение, так как этот образ действия является не достоянием самого человека, а достоянием окружения.

Платон утверждал, что душа человека создана из пепла уничтоженных Зевсом титанов. Она несет в себе два начала — титаническое и дионисийское, которые необходимо отделить друг от друга. Первое символизирует стихийные, терзающие душу силы, все то, что становится причиной ее дробления. Дионисийское начало роднит человека с божеством и делает его бессмертным, но оно нуждается в очищении и восстановлении утраченной целостности. Подобная мысль встречается в «Пире», где один из собеседников Сократа рассказывает миф, согласно которому каждый человек является лишь половинкой одного целого.

В этом мифе говорится о том, что в древние времена люди имели круглое тело, четыре руки, четыре ноги и два лица. Обладая огромной силой, они начали посягать на власть богов, которые, не желая уничтожать людской род, решили разделить людей пополам. С тех пор каждый человек находится в поиске утраченной половинки.

В одном из ключей этот миф указывает на присущие человеку чувство ущербности, разделенность сознания и его двойственную природу. Внутри нас есть то, чего мы не осознаем и чем не владеем, то, что можно назвать сверхсознанием, та часть души, которой присущи творческие способности. Именно благодаря этой части души мы достигаем вдохновения, моментов, когда поднимаемся над собой в сферу чистой духовности и, возвращаясь, создаем творения, превышающие своих творцов.

Стремление овладеть прекрасным.

Душа занимает промежуточное положение между чувственным и умопостигаемым мирами, и это сближает ее с Эросом — одним из гениев, которые осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Если Эрос является сыном Пороса — богатства и Пении — бедности, то душа в каком-то смысле их дочь.

Так же, как и Эрос, душа бедна, и поэтому она стремится найти то, что могло бы наполнить смыслом ее существование, будь то богатство, слава, истина или что-то другое, что с точки зрения человека обладает ценностью. Она движется от одной цели к другой, от одного счастья к другому, и это движение не имеет ни начала, ни конца. Но душа также и богата, ибо то, что ищет и к чему стремится, она в конечном итоге находит внутри себя.

Подобно Эросу она является бездомным существом, не знающим покоя и всегда в чем-то нуждающимся. Но она любит, и ее любовь — это стремление овладеть прекрасным. И эту красоту она открывает в первую очередь в чувственном мире, а потом, по мере прозрения, — ив мире духовном.

Подобно Эросу душа и смертна и бессмертна, в один и тот же день то умирает, то возрождается. Умирает, когда опускает свои глаза к земле, стремясь осуществиться посредством преходящих, материальных благ либо попадая под власть тела. Она возрождается, просыпаясь и бодрствуя в сфере духовного.

Слово порос, кроме богатства, означает мост, переход через что-либо, путь и средство достижения какой-то цели. В «Пире» Порос приходится сыном богине разума Метиде. Афина, олицетворяющая мудрость, приходится дочерью этой богине. Вместе брат и сестра представляют мудрость и путь, ведущий к этой мудрости. Философия — это любовь к мудрости, а философ — человек, любящий мудрость. Он занимает промежуточное пространство между неведением и мудростью.

В отличие от невежд философ знает, что его душа еще не обладает ни красотой, ни добротой, ни справедливостью, и это знание своего несовершенства превращается в жажду, в страстное желание мудрости — самого прекрасного из всего существующего. Любовь — это всегда движение к тому, чем мы не обладаем, желание вечно обладать предметом нашей любви. Она — то, что не дает покоя душе и поглощает ее все сильнее по мере приближения к избранной цели. Любовь окрыляет и возносит душу к той сфере, где она была до своего нисхождения в тело, когда вместе с богами могла созерцать мир идей.

Но любовь — это не только стремление к вечному обладанию благом. Как говорит Платон, она должна родить в прекрасном как телесно, так и духовно. И так же, как есть люди, беременные телесно, есть и те, кто бременен духовно. Философский Эрос — это способность забеременеть духовностью и родить духовность, освободить и выпустить наружу прекрасное, доброе и справедливое, эманировать их из центра души подобно тому, как Солнце эманирует свет, освещая и придавая жизнь всему, что существует. Каждый сам должен пройти через роды и сам породить собственное бессмертие.

Атмосфера духовности побуждает душу разрешиться от бремени, и поэтому немаловажен мир, который нас окружает. Приближаясь к прекрасному, беременная душа проникается радостью и порождает то, что несет внутри себя. Если же ее окружает безобразие, она сжимается и замыкается, мрачнеет и вместо того, чтобы родить, тяготится задержанным в утробе плодом (Пир).

Созерцая прекрасное, душа порождает истинную добродетель. Поднимаясь по ступенькам от красоты вещей к красоте нравов и законов и дальше — к красоте учений, а потом к самому Благу, она постепенно преодолевает ту пропасть, которая отделяет ее от божественной мудрости (Федон).

Как говорит Платон, одной из задач философа является воспитание, и это воспитание не должно основываться на внушении. То, что мы желаем разбудить в душах других, мы должны осуществлять в собственной жизни. В течение всей своей жизни Сократ призывал сограждан к заботе о душе, и основной целью его разговоров было желание воздействовать на их души, внести в них беспокойство и заставить человека сделать что-либо для самого себя.

Мало сомневаться, необходимо сделать шаг, который от неведения ведет к более глубокому пониманию. Истина освобождает человека, и лишь она может сделать жизнь счастливой. Каждый должен приложить усилия, чтобы открыть ее внутри и вокруг себя.