Загадочные существа.

* * *

Даниил Андреев через призму метаистории рассматривал историю и всего мироздания, и Земли как процесс, идущий одновременно, комплексно. В этом процессе все взаимосвязано и переплетено. Силы Света сражаются у него с силами Тьмы — и над этой битвой, над всем метаисторическим процессом простерта воля Творца.

Вселенная Даниила Андреева поляризована, в ней действуют провиденциальные и демонические существа, закрепившиеся в тех или иных мирах.

«Роза Мира» — главный труд жизни Даниила Андреева — дает религиозно-философское знание о бытии трансфизических сфер мироздания и раскрывает смысл истории человечества в ее неразрывном единстве с общей метаисторией, охватывающей множество разноматериальных и разнозначных миров планетарного космоса. В «Розе Мира» между волей Божией и человеческой также выстроена целая иерархия миров: это и святые, обретшие в посмертии определенное могущество, и демиурги, отвечающие за метаисторию отдельных народов, и Христос, являющийся в этой концепции планетарным Логосом Земли, и демиурги более высоких рангов (галактик и т. д.). Сколько всего ступеней в этой иерархии, Андреев не сообщает, но, очевидно, ее в любом случае необходимо завершить Творцом Вселенной (он же Бог, Абсолютная воля, Причина космоса, Планетарный Логос).

Обратимся теперь к философским идеям К. Э. Циолковского. В них содержится множество замечательных мыслей о том, что Вселенная развивается как единый организм. Одну из своих работ Циолковский назвал «Монизм Вселенной».

Специфика монизма Циолковского заключена в пан-психистской идее атома как живого существа — элементарного и бессмертного. Поскольку все состоит из таких живых, ощущающих атомов, Циолковский провозглашает единство Вселенной под девизом «Все живо!». Смерти нет, она — выдумка человеческого эго, ведь распаду подвержен организм как временный конгломерат атомов, но не сами атомы. У каждого атома — индивидуальная судьба, после смерти организма атом пребывает в анабиозе, пока в результате планетарного или космического перемещения не станет частью другого организма, где снова возродится к активной жизни.

Когда Циолковский говорит: «Мы воплощаемся», «Мы будем воплощаться», — его понимание «атома эфира» двоится, и в атоме начинают проглядывать свойства личности, неделимой духовной единицы — того, что Г. Лейбниц и Д. Андреев называют монадой.

Указывая, что в будущем у людей появится «…возможность возникать в виде духов (хотя материальных)», он тут же добавляет: «Иных мой разум не признает. Принять иное — значит отказаться от Единства».

Молодой калужский учитель уже в 1879 году начинает черновые записи о космическом будущем человечества, а в 1903, одновременно с первой работой по космонавтике, пишет до сих пор не опубликованную «Этику, или Естественные основы нравственности». И до конца жизни он пытался найти для человечества нравственные задачи на все времена, нескончаемые, как сама Вселенная. Но идея переселения, перевоплощения атомов позволила ему найти гораздо большее — этический закон, единый для всех существ мироздания.

Индивидуальное счастье атома возможно лишь при условии организации счастливой жизни во всем космосе. Потому все мыслящие существа Вселенной связаны необходимостью избегать причинения зла другим, чтобы не причинить зло себе — атомам своего тела в их бесконечных будущих воплощениях.