Загадочные существа.

ОБИТАТЕЛИ ВОДЫ — РУСАЛКИ.

ИЗ АРХИВА СОБЫТИЙ.

В VI веке в Шотландии появилась легенда о русалке. Дело в том, что на одном из островков, куда любили плавать шотландцы, в большом количестве встречаются небольшие серо-зеленые камешки. Их называют слезами русалки.

В легенде говорится, что русалка полюбила молодого монаха и навещала его в монастыре Святого братства Ионы. По преданию, монах научил русалку молитвам, и они вместе вымаливали у Бога для нее душу… Но покинуть море она так и не сумела и, в конце концов, уплыла с острова навсегда, горько оплакивая свою судьбу.

В 30-е годы XX века в Африке было открыто одно из древнейших племен Земли — догоны, несколько тысяч лет прожившее в полной изоляции от цивилизованного мира. При этом догоны потрясли исследователей своими астрономическими знаниями.

Жрецы племени утверждали, что знания были даны их предкам космическими пришельцами, прилетевшими со звезды Сириус. Пришельцы имели вид амфибий. Главный же из прилетевших — Оаннес — стал основным богом, которому поклонялись догоны.

3 Января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно его вахтенный повел себя очень странно: он закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот. Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним.

Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. На руках моряка была сверкающая рыбья чешуя, поэтому де Бишоп не усомнился в реальности случившегося с вахтенным.

В 1890 году учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступающем из моря, он заметил существо, похожее на женщину. Монро знал, что заплывать за камень очень опасно, и решил проследить за пловчихой. Однако вид у нее был какой-то необычный. По его рассказу, на камне сидела настоящая русалка.

Учитель колебался целых 12 лет, прежде чем решился наконец написать в лондонскую «Таймс» об этой встрече, выразив надежду, что его письмо поможет подтверждению «…существования феномена, до сих пор почти неизвестного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что не способен постичь».

Предания и истории о русалках есть у всех народов. Эти существа обитали или в бескрайних морских просторах, или в реках и озерах. И во все века естествоиспытатели и историки задумывались над тем, действительно ли русалки являются существами мифическими или в очень далеком прошлом на нашей планете и впрямь существовала, пусть немногочисленная, но разумная разновидность людей-амфибий.

Истоки первых легенд об обитательницах подводного царства восходят еще к Древнему Вавилону. Самое интересное в них то, что наряду с женщинами-рыбами очень часто фигурируют представители амфибий мужского пола — тритоны. Вавилонские божества, которым поклонялись древние, иногда имели рыбоподобный облик.

Русалки и сирены — существа не только обольстительные, но и коварные, завлекающие моряков в свои сети пением и чудесной музыкой, завораживающие, усыпляющие их с единственной целью — погубить. Даже мимолетную встречу с русалкой, только мелькнувшей на горизонте, мореходы считали очень плохой приметой: увидевший эту морскую обольстительницу непременно очень скоро утонет!

Но не только моряки становились свидетелями и участниками встреч с загадочными обитателями глубин.

Молва о русалках во все века была настолько устойчивой и распространенной, что, разумеется, не миновала и Россию.

Интересовался русалками и император Петр I. Причем настолько, что обратился к человеку, много о них писавшему, датскому колониальному священнику Франсуа Валентину. Вот что тот ответил русскому императору после длинного перечня полученных в процессе тщательного исследования свидетельств тех, кто сталкивался с необычными существами: «Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, то в частности эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование Константинополя, Рима, Каира лишь потому, что им не пришлось их увидеть…».

В соответствии с записями в корабельных журналах прошлых веков все плененные русалки, тритоны и другие подобные существа неизменно погибали — куда быстрее амфибий, доступных исследованиям ученых.

Происхождение слова русалка весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие — с прилагательным русый, третьи — с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, живут в руслах рек, умываются росой и обладают роскошными волосами русого цвета.

В отличие от западных наяд, русские русалки рыбьего хвоста не имеют, а тела их, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их попросту нет. Находиться на суше или на поверхности воды, судя по описаниям, жительницы подводного мира могут довольно долго, но срок их пребывания на воздухе все-таки ограничен.

Предания говорят, что русалками становятся все девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, утопленницы-самоубийцы, а также девушки, которые умерли сразу после обручения с женихом.

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, которые умерли неудовлетворенными, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческому глазу хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.

Появление на берегу русалок знаменовало не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют.

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему.

И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: «Крещу тебя, Иван да Марья, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После этого, по легенде, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай.

Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова, потому что песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.

В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без спросу вещь.

Поступают так русалки потому, что гребень для них — предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. Правда, русалки делают это с гораздо более сокрушительным эффектом. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град.

Успокоившись же, они садятся на ветви деревьев и на всю округу распевают хвастливые песни. Ну а вволю напевшись, они идут… воровать. Предметом воровства часто является обыкновенный хлеб. Очень любят русалки полакомиться им.

Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Веточки ее носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест и затем обязательно бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения сразу же убегает.

При встрече с человеком русалка всегда задает один и тот же вопрос: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно кричит: «Сам ты сгинь!» — и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах ты моя душка!» — и бросается щекотать беднягу до тех пор, пока тот не умрет в жестоких муках.

Самые смелые раньше брали в лес кочергу, а при встрече с русалками садились на нее и принимались скакать как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.

На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить — все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно. Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для них день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями.

Что касается нашего века, свидетельств о столкновениях с русалками, безусловно, стало значительно меньше. Рыбаки — не только профессионалы, но и любители — неохотно говорят о русалках: ведь и до сих пор встреча с ними считается очень дурным предзнаменованием.