Художественная галерея Нового Южного Уэльса Сидней.
Камиль Писсаро (1830–1903) Крестьянские дома, Эраньи 1887. Холст, масло. 59x71,7.
В промежутке между 1884 и 1888 Камиль Писсаро эксперементировал с разработанным Жоржем Сёра пуантилистским методом, заключавшимся в письме отдельными цветовыми точками, каждая из которых, взаимодействуя с другими, рождает в итоге живописный эффект, по мнению изобретателя приема, наиболее адекватный для живого восприятия человеческим взглядом. Этот стилистический сдвиг в творчестве Писсаро совпал с общим завершением господства импрессионизма как наиболее передовой техники в изобразительном искусстве.
В картине «Крестьянские дома, Эраньи» Писсаро предстает последовательным учеником своего младшего современника и четко следует правилам его метода. Построение форм здесь основано на противопоставлении положенных рядом коротких разноцветных мазков, оттенки которых являются дополнительными по отношению друг к другу. Атмосфера создается посредством мерцающего цвета, поверхность полотна воспринимается единым неделимым целым. Ощущение некоторого автоматизма, воспринимаемого как основной недостаток пуантилистской техники, у Писсаро снимается острым чувством внутренней динамики изображения. Тени, отброшенные невидными зрителю объектами, представляют собой своеобразное решение задачи целенаправленной наивности, технически одобренное и воспринятое художниками следующего поколения — постимпрессионистами, например Гогеном и Сезанном.