Художественная галерея Нового Южного Уэльса Сидней.
Бертрам Маккеннал. Танцовщица. 1904.
Джон Гибсон (1790–1866) Нарцисс. После 1829. Мрамор. 86x36x60.
Джон Гибсон — один из самых значительных скульпторов Британии — родом из Уэльса. В Риме, куда он перебрался в 1818, его учителем стал знаменитый представитель неоклассицизма Антонио Канова. Творческие устремления и стиль Гибсона, в первую очередь, были определены его восхищением античной культурой и подражанием древнегреческим и римским мастерам. Благодаря личной предрасположенности и влиянию учителя творец, выполнявший произведения в безупречном академическом духе, идеально угодил вкусовым ожиданиям современной ему эпохи.
Гибсон экспериментировал с полихромными техниками и необычными материалами, однако мрамор, традиционно ассоциирующийся с чистотой и строгостью, был для него особенно любим. В этой иллюстрации к мифу о Нарциссе, на создание которой вдохновил увиденный в Риме юноша, смотрящий в фонтан, Гибсон пытается превратить повседневное восприятие во взгляд из античного мира. Прическа и обувь юноши являются, как можно видеть, прямым цитированием классических источников.
Джон Гибсон (1790–1886) Охотник с собакой 1838. Мрамор. 119, 7x88,8x54,4.
Уэльский скульптор Джон Гибсон создавал свои произведения в духе неоклассицизма — стиля, в котором наиболее гармонично могли найти свое отражение его эстетические предпочтения. В их основе лежал глубокий интерес к пластическому искусству Античности. Сюжеты, избираемые мастером, чаще всего носили либо мифологический характер, либо изображали сцены из жизни древних греков или римлян, к XIX веку окутанные не меньшим ореолом легендарности и идеализации.
В скульптуре «Охотник с собакой», имеющей второе название «Римский охотник», Гибсон показывает юношу, чье тело обнажено и гармонично, как у древнегреческого атлета. Охота с собаками действительно была распространена в Древнем Риме, однако ее участники всегда были одеты. Автор поэтизирует образ охотника, пришедший к нему из мечты о былом мире, которым, по мнению художников неоклассицизма, правила безусловная красота.
Харриет Хосмер (1830–1908) Беатриче Ченчи 1857. Мрамор. 44, 1x106,3x43,8.
Среди скульпторов неоклассицизма немало женщин, в большинстве своем американок по происхождению. Среди них и ученица Джона Гибсона — Харриет Хосмер. В своем римском ателье она нередко принимала высокопоставленных гостей, знаменитостей и знатоков искусства; ее работы высоко ценились коллекционерами. Интерес к творчеству Хосмер часто определялся не только и не столько ее бесспорными профессиональными заслугами, сколько полом: женщина-скульптор стала новым явлением эпохи.
Хосмер переняла принципы европейского неоклассицизма, дополнив их идеалами классической философии демократической нации. Скульптор, не пренебрегавшая частными заказами и не боявшаяся крупных масштабов, была очень востребована в создании общественных монументов. Произведения меньших размеров ей часто приходилось повторять в нескольких вариантах, чтобы удовлетворить всех желающих получить то или иное ваяние.
Такова судьба и «Беатриче Ченчи» — одной из самых популярных работ Хосмер. Персонажем представленного творения является дочь римского аристократа, жившая в эпоху Возрождения. Считается, что в сговоре с мачехой и братьями она убила отца, который вел грубую и развратную жизнь и вершил насилие над своими родными. Впоследствии семья была арестована и подвергнута жесточайшим пыткам, лишь Беатриче не созналась в преступлении. В итоге всех Ченчи, за исключением самого младшего пятнадцатилетнего брата, казнили. Бетариче похоронили в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио. В капелле, названной ее именем, 11 сентября — в день трагедии — ежегодно служат мессу за упокой ее души. История прекрасной и отважной девушки легла в основу множества произведений искусства как литературных, так и изобразительных.
Огюст Роден (1840–1917) Второй макет к «Гражданам Кале». Копия 1972 с модели 1885. Бронза, шесть отдельных частей.
В 1347, во время продолжавшейся около года осады ключевой французской крепости Кале, английский король Эдуард III дал согласие пощадить изможденных голодом горожан в том случае, если шестеро самых состоятельных из них пойдут на казнь ради жизни народа. Юсташ де Сен-Пьер стал первым, кто героически принес себя в жертву, за ним последовали еще пятеро. Истощенные и самоотверженные люди вышли навстречу к Эдуарду с ключами от Кале, без одежды и с обвязанными вокруг шеи веревками, как он требовал.
В 1884 мэр Кале Деваврин заказал Огюсту Родену скульптуру, призванную отдать дань памяти этому событию. Ее создание связывалось с необходимостью поднятия национального духа Франции, тяжело переживавшей поражение во Франко-прусской войне. Изначально планировалось изобразить лишь де Сен-Пьера, однако Роден, без промедления приступивший к созданию макета, представил всех шестерых персонажей в виде группы, объединенной одной основой. Продолжая работу над проектом, мастер разъединил их, сделал фигуры одетыми, увеличил масштабы до монументальных.
Церемония открытия скульптурной группы состоялась в 1895. Второй из шести гипсовых макетов, примерно 60 сантиметров в высоту, был представлен в 1885 и сейчас хранится в Музее Родена в Париже. В 1970-е с него сделали 12 бронзовых копий, данная — одна из них.
Бертрам Маккенал (1863–1931) Истина 1894. Бронза. 66x18,5x16.
Бертрам Маккенал — австралийский скульптор, наиболее известный разработкой дизайна монет и печатей с изображением короля Великобритании Георга V, однако в его наследии насчитывается немало аллегорических произведений, к которым относится и «Истина».
С античных времен олицетворением истины чаще всего служил образ обнаженной девушки, и в конце XIX века творец не отступает от этой традиции. Кроме того, он наделяет ее и другими привычными для истории изобразительного искусства атрибутами: зеркалом, направленным к зрителю и отражающим только правду, и крыльями, торжественно приподнятыми вверх и осеняющими голову, подобно лавровому венку, в свою очередь напоминающему о том, что в конце концов истина всегда побеждает. В целом вся бронзовая фигура отличается простотой и естественностью, но, несмотря на изящность исполнения, поза и очертания наполняют ее явным чувством несокрушимой стойкости.
Агатон Леонард (1841–1923) Женский бюст. Около 1900. Бронза, позолота. Высота — 45,7.
Агатон Леонард — французский скульптор эпохи ар-нуво. За буквальным переводом этого названия — «новое искусство» — скрывается одно из художественных направлений в культуре последней декады XIX — начала XX века, для которого были характерны интерес к природным формам, новым технологиям и расцвет декоративно-прикладного искусства, случившийся при попытке объединить эстетические и утилитарные функции создаваемых произведений. Леонард выставлялся на парижском Салоне с 1868, состоял в Обществе французских художников и Совете национальных изящных искусств. На Всемирной выставке в Париже в 1889 он получил серебро, в 1900 — золото, тогда же был избран кавалером ордена Почетного легиона.
Работы мастера всецело отвечают эстетическим идеалам своего времени. Чаще всего, это, как и в случае «Женского бюста», небольшие фигуры из окрашенной и позолоченной бронзы. Формы отличаются изысканностью, черты лица — утонченной отрешенностью. Произведение в целом характеризует аскетичная сдержанность, однако детали проработаны деликатно, с бережной тщательностью.
Джулио Паолини (род. в 1940) Другая фигура 1984. Гипс. 183x250x190.
Джулио Паолини — современный итальянский живописец и скульптор-концептуалист, крупный представитель итальянского художественного течения конца 1960-1970-х арте-повера — «бедное искусство». К нему относились художники из Рима, Турина, Генуи и Милана, желавшие отразить в своих произведениях диалог между природой и индустрией, освободить искусство и творчество от пут традиционных форм и принципиально использовавшие недорогие промышленные, нетипичные для реализации творческих идей материалы, за что и получили свое название. Одной из персональных целей Паолини считал совмещение понятий оригинала и репродукции.
В работе «Другая фигура» он затрагивает эту тему, используя для ее создания гипсовые слепки с римских копий эллинистических бюстов. Идентичные скульптурные головы расположены на постаментах друг напротив друга так, чтобы не только каждая из них становилась отражением своего гипсового близнеца, но также чтобы привносить одушевление в композицию, застывшую бы намертво, будь бюсты повернуты строго лицом к лицу. Каждый из них будто пытается ухватить взгляд другого и также обратить внимание на случившееся драматическое происшествие, следы которого отчетливо проявляются в виде осколков, окружающих постаменты: третий бюст, подобный двум, разлетелся перед ними на мертвые гипсовые куски. Это ставит вопрос о том, как значима уникальность, и об отказе от нее в пользу неограниченного репродуцирования и бесконечного клонирования.