Музей Родена Париж.

Сидящая женщина и мученица. Около 1889–1890. Фрагмент.

Сидящая женщина и мученица. Около 1889–1890. Фрагмент. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Поцелуй. Около 1881–1882. Бронза. 85,5x51x54,5.

Метод работы Родена был прост: он много и упорно трудился. Обычно скульпторы выбирали для натурщиков определенное положение и лепили фигуры. Мастер делал наоборот: он просил моделей двигаться, принимать удобные им естественные позы, а когда находил самую привлекательную с визуальной точки зрения, останавливал натурщика и повторял ее в произведении. Добившись славы, Роден нанимал большое количество моделей, они должны были ему постоянно позировать. Ваятель делал быстрые тренировочные эскизы — на каждого натурщика, на разные положения приходилось по 5-10 минут. Из десятков зарисовок и гипсовых набросков вырабатывался финальный вариант, его помощники и отливали в бронзе.

Поцелуй. Около 1881–1882. Бронза. 85,5x51x54,5. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Поцелуй. Около 1881–1882, Бронза. 85,5x51x54,5.

У скульптуры «Поцелуй» существует множество вариантов в позах и ракурсах, набросков в разных материалах, разной степени готовности. Одним из приемов является метафора открытости и закрытости. На предыдущей иллюстрации — изваяние, в котором пара замкнулась в объятиях, она отгорожена ото всех и наслаждается уединением.

В данном произведении Роден попробовал другую метафору — герои открыты миру, они ничего не боятся и не стесняются, груди, области сердец обнажены, не защищены. Бронза придает этой скульптуре особую внутреннюю подвижность и слитность частей, тела мужчины и женщины словно перетекают друг в друга. В строении и позах персонажей ощущается прекрасное знание особенностей анатомии и характера движений человека. Мастер считал, что основное в скульптуре — это динамика и искреннее чувство. Он посвятил творчество поиску такой формы, которая, кажется, растет изнутри: жизненные токи бьют наружу и заряжают холодные камень, бронзу, безразличный гипс энергией и теплом.

Поцелуй. Около 1881–1882, Бронза. 85,5x51x54,5. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Быстротечная любовь 1887. Бронза. 38x48x20.

Данная небольшая бронзовая группа создана в процессе многолетней работы Родена над «Вратами Ада», начатой в 1880. Это был самый масштабный проект в творчестве мастера, он трудился над ним 37 лет, до конца своей жизни. Произведения должны были оформлять портал здания нового музея декоративного искусства в Париже. Музей так и не создали, но ваятель продолжал выполнять заказ.

Источником вдохновения для него стала скульптура великих готических соборов и шедевры монументального искусства эпохи Возрождения (бронзовые двери флорентийского баптистерия авторства Лоренцо Гиберти и фрески Сикстинской капеллы Микеланджело). Многие работы для проекта, в котором более 180 статуй, обрели самостоятельную жизнь. «Поцелуй», «Мыслитель» и другие знаменитые творения Родена созданы именно для «Врат Ада». Сюжеты маэстро черпал из эпического произведения Данте «Божественная комедия».

Эта скульптура характерна для творчества мастера. В ней присутствуют динамика, эмоциональный порыв, экспрессия, лиризм и особая плавность линий. Кажется, что фигуры мужчины и женщины словно сдувает ветер, невидимые силы заставляют их расстаться. Трактовать данную статуэтку можно по-разному. В контексте «Врат Ада», она — о трудностях, которые разлучают влюбленных, неумолимости рока, об изменчивости чувства и о тех травмах, которые оно несет. Подобные уменьшенные копии эскизов для проекта пользовались большой популярностью среди ценителей искусства, автор сделал их множество. Одна мраморная, в частности, хранится в музее д'Орсе (Париж).

Быстротечная любовь 1887. Бронза. 38x48x20. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Сирены. До 1887. Гипс. 22,1x22,6x14,3.

Поражает разнообразие типов, героев, сюжетов, которых выбрал мастер для композиции. Изваяния создавались им по мотивам дантовского «Ада»: фигуры грешников в манере скульптур и живописи Микеланджело, языческие боги Античности (например, эти сирены), аллегорические фигуры («Мыслитель»), персонажи самого поэта (Уголино и его дети), библейские герои (Адам и Ева) и многие другие. Общая стилистика работ отличается повышенной пластичностью: тягучие, эластичные поверхности и движения, обтекаемые силуэты, а также широкое применение символов и типически обобщенных героев. Фигуры, по замыслу Родена, утопают в пропасти ада, их образы словно выплывают из небытия.

Перед зрителем — один из многочисленных эскизов для данного монументального произведения.

Сирены. До 1887. Гипс. 22,1x22,6x14,3. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Сидящая женщина и мученица. Около 1889–1890. Отливка — 1997. Бронза. 65x49x35,5.

В этой работе соединены две отдельные фигуры, которые маэстро создал для «Врат Ада», поэтому название дано ей не автором. В произведении отражены лучшие качества его скульптуры: живая поверхность бронзы, струящийся поток материала, предельная чувственность, эротизированность образов в сочетании с абсолютной свободой движения. Кажется, Роден не знает никаких условностей, для него не существует невозможного в построении композиции: фигуры компонуются классически и одновременно очень свободно, произвольно, естественно.

Сидящая женщина и мученица. Около 1889–1890. Отливка — 1997. Бронза. 65x49x35,5. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Торс кентавра и сомневающийся юноша. Около 1900–1910. Бронза. 31,4x24x13.

«Врата Ада» стали своего рода завещанием мастера, итогом развития европейского искусства в скульптуре. Они были исполнены в бронзе только после его смерти, затем их в торжественной обстановке отлили еще несколько раз.

Обратите внимание на отточенный, доведенный до совершенства стиль Родена: фигуры уже не кажутся рукотворными, каждый изгиб, каждый сантиметр поверхности вылеплен с потрясающей точностью, лица и тела представляют собой идеализированные типажи, в них нет ничего лишнего и личного. Сила экспрессии этих торсов впечатляет.

Торс кентавра и сомневающийся юноша. Около 1900–1910. Бронза. 31,4x24x13. Огюст Роден «Врата». Музей Родена Париж.

Мыслитель 1904. Патинированный гипс. 184, 5x107x150.

Перед зрителем — одно из самых известных произведений мастера, да и, пожалуй, всего наследия скульптуры XX века. Как уже говорилось, «Мыслителя» нужно воспринимать в контексте главной работы Родена — монументальных «Врат Ада». Фигура обнаженного мужчины олицетворяет заботы творца как в художественном, так и в философском смысле, ведь первоначально она называлась «Поэт». Статуя символизирует тяжелые думы о себе, человечестве, мире. В 1906 на ее открытии в парижском Пантеоне маэстро заявил, что посвящает данное произведение рабочим.

Интересно, что в Москве, на улице Петровка, до сих пор сохранился рельеф — вольная трактовка образа мыслителя-рабочего отечественного скульптора Матвея Манизера (1920). В мире существует более 20 копий статуи. Бронзовый оригинал экспонируется в экстерьере Музея Родена.