Музей Родена Париж.

Скульптуры других авторов.

Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Камилла Клодель. Сакунтала (Отверженная, или Вертумн и Помона). 1888. Фрагмент.

Камилла Клодель. Сакунтала (Отверженная, или Вертумн и Помона). 1888. Фрагмент. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Камилла Клодель (1864–1943) Сакунтала (Отверженная, или Вертумн и Помона) 1888. Мрамор.

В экспозиции музея представлены работы Камиллы Клодель. Ее ранние произведения пронизаны влиянием Огюста Родена. Стиль, тема и композиция отвечают магистральным направлениям деятельности великого мастера. Камилла с детства была очарована искусством, однако в те годы женщин не зачисляли в Академию художеств, считалось, что они не способны к творчеству. Это накладывало отпечаток на состояние женщин-скульпторов: француженка Клодель, россиянка Анна Голубкина и другие испытывали большое напряжение из-за нападок и насмешек критиков, которые не воспринимали их всерьез. После упорной работы Клодель познала успех публики и добилась признания коллег. Но многие годы борьбы за право творить не прошли бесследно, и мастер оказалась в буквальном смысле слова заточена в психиатрической больнице. До сих пор не утихают споры о том, страдала ли она серьезным заболеванием или же это были происки родственников, которые ревниво относились к ее самобытному дару.

Камилла Клодель (1864–1943) Сакунтала (Отверженная, или Вертумн и Помона) 1888. Мрамор. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Камилла Клодель (1864–1943) Бюст Родена 1888–1889. Бронза. 40,4x24,6x28.

Камилла Клодель посещала частную студию Коллароси в Париже. В 1883 она познакомилась с Огюстом Роденом, в следующем году начала работать в его мастерской. Клодель стала его музой, коллегой, возлюбленной и другом. Вскоре с ней стали случаться приступы депрессии из-за того, что мать была против ее занятий искусством и всячески старалась отвратить талантливого мастера от творчества. По данному бюсту Родена видно самобытное дарование Клодель. Своей модели автор придала монументальность и значительность, даже величавость, соединенную с изысканностью. Скульптор похож на ветхозаветного пророка.

Камилла Клодель (1864–1943) Бюст Родена 1888–1889. Бронза. 40,4x24,6x28. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Камилла Клодель (1864–1943) Вальс 1892. Бронза.

Произведения Камиллы Клодель отличаются естественной изысканностью, утонченностью и особой одухотворенностью образа. В них есть неподдельная грация, они буквально наэлектризованы трепетом.

В этой работе наклон фигур кажется простым, однако визуальной стабильности добиться очень сложно — нет никаких рецептов или правил. Также нужно обратить внимание на свободную лепку бронзовой поверхности: одеяние дамы свободно и легко, контрастно выделяются упругие тела танцующих. Создается впечатление, будто между мужчиной и женщиной происходит какой-то бессловесный диалог, скульптура окутана тишиной, в которой словно слышны звуки вальса.

Камилла Клодель (1864–1943) Вальс 1892. Бронза. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Камилла Клодель (1864–1943) Поль Клодель (1868–1955) в возрасте 37 лет 1905.Бронза.

Брат Поль сыграл драматическую роль в судьбе Камиллы Клодель. Он был известным поэтом, дипломатом, одним из самых известных религиозных писателей Франции. На протяжении многих лет Поль помогал сестре материально. Отец Камиллы также стремился оказать ей поддержку в выбранном пути, мать, напротив, была категорически против занятий дочери. Однако в клинику для душевнобольных Камиллу поместили при активном участии брата, к ней не пускали друзей, даже не сообщили о смерти любимого отца. За тридцать лет заточения Поль не навестил ее. Некоторые считают, что он завидовал яркому таланту сестры и стремился ограничить ее деятельность. Во время одного из припадков в 1905 Камилла уничтожила большую часть своих произведений.

Камилла Клодель (1864–1943) Поль Клодель (1868–1955) в возрасте 37 лет 1905.Бронза. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Серафим Судьбинин (1867–1944) Рука Бога. Копия с работы Огюста Родена 1896. 1902. Мрамор. 94x82,5x54,9.

Роден утверждал: «Произведения искусства — это самые высокие свидетельства ума и искренности человека, выражающие все, что можно сказать о людях и мире, вместе с тем, они дают нам понять, что существуют вещи, познать которые невозможно. Всякому шедевру присуща таинственность, от которой слегка кружится голова». Представленная работа такого рода. Рука, почти метр в высоту, символизирует руку Создателя. Она держит комок глины, из которой Творец лепит свой главный шедевр — Адама и Еву. Он, по мысли Родена, не только Бог, но и Ваятель. Так, образы всемогущего Бога и Художника соединяются в единую философию почти религиозного преклонения перед Красотой и Истиной. Эту мраморную копию работы французского маэстро выполнил в его мастерской ученик — русский скульптор Серафим Судьбинин.

Серафим Судьбинин (1867–1944) Рука Бога. Копия с работы Огюста Родена 1896. 1902. Мрамор. 94x82,5x54,9. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж. Серафим Судьбинин (1867–1944) Рука Бога. Копия с работы Огюста Родена 1896. 1902. Мрамор. 94x82,5x54,9. Скульптуры других авторов. Музей Родена Париж.

Линн Чедвик (1914–2003) Наблюдатель V 1960–1961, Бронза. Высота — 139.

Эта работа выбивается из ряда произведений, которые рассматриваются в альбоме. Она принадлежит мастеру совсем другого поколения и творческой направленности — англичанину Линну Чедвику. Можно сравнить разные подходы к задачам пластики: там, где у Родена мягкость линий, важность анатомически верно переданных движений и чувственность словно дышащей плотской оболочки, у автора второй половины XX столетия — абстрактный силуэт, намеренный отказ от эмоциональной трактовки плоти, условность и идолоподобность. Во-первых, образ отражает интерес к доисторическому и примитивному искусству (Киклад и стран Африки), когда первобытный человек изготавливал таких истуканов в ритуальных, магических целях. Чедвик душевно стремится вернуться к тем, по-своему грандиозным временам. Во-вторых, в отречении от антропоморфности слышится социальная критика: реализм в изображении человека во все века сопровождался кровавыми войнами и социальной несправедливостью.