Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.

УМ – ХИТРОСТЬ – ГЛУПОСТЬ.

Одобрили Ослы ослово.
Красно-хитро-сплетенно слово…
(И. А. Крылов).
Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
(И. А. Крылов).
…Судей таких видали,
Которые весьма умны бывали,
Пока у них был умный секретарь.
(И. А. Крылов).
Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
(И. А. Крылов).
Хоть я и не пророк,
Но, видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,
Пророчество почти всегда мне удается:
Что крылышки сожжет мой мотылек.
(И. А. Крылов).
Хитрость – ум мелких умов. Лев сокрушает, лисица хитрит. (П. А. Вяземский).
Удивительно, как ленив человеческий разум! Чтобы избавиться от труда, которого требует ясное уразумение высшего мира, он искажает этот мир, он себя самого искажает и шествует затем своим путем, как ни в чем не бывало. (П. Я. Чаадаев).
Чувствуете ли вы, как зарождается в вас истина? Нет. А ложь? Конечно. (П. Я. Чаадаев).
Есть глупцы столь бесплодные, что и солнце гения не в силах сделать их плодовитыми. (П. Я. Чаадаев).
Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью. (П. Я. Чаадаев).
Видимо, нет на свете такой глупости, которую бы умные люди не освятили своим примером. (А. А. Бестужев).
…Человек всегда предпочитает то, чего он не может постичь, тому, чего постичь ему нет охоты. (А. А. Бестужев).
…Живем мы в мире два мгновенья —
Одно рассудку отдадим.
(А. С. Пушкин).
…Скептицизм, во всяком случае, есть только первый шаг умствования. (А. С. Пушкин).
Тонкость не доказывает еще ума. Глупцы и даже сумасшедшие бывают удивительно тонки. Прибавить можно, что тонкость редко соединяется с гением, обыкновенно простодушным, и с великим характером, всегда откровенным. (А. С. Пушкин).
Но чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.
(Е. А. Баратынский).
Познай же цену срочных дней,
Лови пролетное мгновенье!
Исчезнет жизни сновиденье:
Кто был счастливей, был умней.
(Е. А. Баратынский).
…И бестолково любит он,
И бестолково ненавидит.
(Е. А. Баратынский).
…Из глупцов, известных под луною,
Смешнее всех нам пламенный глупец.
(Е. А. Баратынский).
Безумство ищет, глупость судит…
(Ф. И. Тютчев).
Увы, самой безнаказанной из всех видов ответственности является безответственность глупости. (Ф. И. Тютчев).
…Глупцы и сумасшедшие часто очень логически рассуждают; одного они не могут себе логически доказать: сумасшедший, что он сумасшедший; глупец, что он глуп. – К сожалению, я не знаю, каким образом каждый из нас может доказать себе, что он действительно в здравом уме, что он, например, не принимает части за целое, целое за часть, движение за покой и покой за движение… (В. Ф. Одоевский).
Ум тогда быстрее развивается, когда сам предлагает себе великий и поэтический вопрос. (Н. В. Гоголь).
Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы. (Н. В. Гоголь).
Сколько есть людей, которые судят, говорят и толкуют потому, что все суждения поднесены им почти готовые, и которые сами от себя вовсе не толковали бы, не судили, не говорили. (Н. В. Гоголь).
…Всегда мудрец бывает велик в своих мыслях и невежа в мелочных занятиях жизни. (Н. В. Гоголь).
У него есть ум, но сейчас по выходе журнала; а запоздала выходом книжка – и в голове ничего. (Н. В. Гоголь).
Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок и расставить по местам все то, что у нас уже есть. Он сам не двигается вперед, покуда не двигнутся в нас другие способности, от которых он умнеет… Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием. Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед. Есть высшая еще способность; имя ей – мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. (Н. В. Гоголь).
Все можно извратить и всему можно дать дурной смысл, человек же на это способен. Но надобно смотреть на вещь в ее основании и на то, чем она должна быть, а не судить о ней по карикатуре, которую на нее сделали. (Н. В. Гоголь).
Чего не видит его ум, того для него нет. Он позабыл даже, что ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке, и стоит без движенья и даже идет назад, когда не возвышаются нравственные силы. Он позабыл и то, что нет всех сторон ума ни в одном человеке; что другой человек может видеть именно ту сторону вещи, которую он не может видеть, и, стало быть, знать то, чего он не может знать. Не верит он этому, и все, чего не видит он сам, то для него ложь. (Н. В. Гоголь).
У художественных натур ум уходит в талант, в творческую фантазию, и потому в своих творениях, как поэты, они страшно, огромно умны, а как люди – ограничены и чуть не глупы… (В. Г. Белинский).
…Человек, по самолюбию или по пристрастию к известным увлекшим его идеям, любит всему давать свои причины и основания, которые потому именно и покажутся ему истинными, что они – его, а не чьи-нибудь. (В. Г. Белинский).
Что, например, выше и почтеннее в человеке, как способность глубокого убеждения? – А между тем она-то и заставляет человека враждебно смотреть на всякую мысль, противоречащую его убеждению, – и часто он тем упрямее отвергает ее истинность, чем одностороннее его убеждение… (В. Г. Белинский).
Я понимаю необходимость щелкнуть иногда глупца, который своими похвалами, своим восторгом ко мне только делает меня смешным, но и эта необходимость тяжела, потому что как-то по-человечески неловко даже за ложную любовь платить враждою. (В. Г. Белинский).
Дурачество весело, когда человек наивно дурачится, увлекаясь и увлекая других; а когда он шутит над собой и над другими по обычаю, с умыслом, тогда становится за него совестно и неловко. (И. А. Гончаров).
…Мы всегда извиняем то, что понимаем. (М. Ю. Лермонтов).
О случай, несчастие дураков и провидение умных людей! приди ко мне на помощь! (И. С. Тургенев).
…Всякая мысль подобна тесту: стоит помять ее хорошенько – все из нее сделаешь. (И. С. Тургенев).
Смешного бояться – правды не любить. Случается точно, что нелепый хохот глупца заставляет даже хороших людей отказаться от многого… хоть бы, например, от защиты отсутствующего друга. (И. С. Тургенев).
…Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости. (И. С. Тургенев).
Человек все в состоянии понять – и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии. (И. С. Тургенев).
Если вы желаете хорошенько насолить и даже повредить противнику… то упрекайте его в том самом недостатке или пороке, который вы за собой чувствуете. (И. С. Тургенев).
В пошлой лени усыпляющий.
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий.
Пошлый опыт – ум глупцов!
(Н. А. Некрасов).
…Ведь дурачком-то лучше на свете проживешь! Знал бы, так с раннего молоду в дураки б записался, авось теперь был бы умный. А то как рано захотел быть умником, так вот и вышел теперь старый дурак. (Ф. М. Достоевский).
Я постоянно считал себя умнее всех, которые меня окружают, и иногда, поверите ли, даже этого совестился. (Ф. М. Достоевский).
…Чтоб умно поступать – одного ума мало. (Ф. М. Достоевский).
…Дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят. (Ф. М. Достоевский).
Простота… это в сущности высочайшая хитрость. (Ф. М. Достоевский).
Глупость коротка и нехитра, а ум виляет и прячется. Ум подлец, а глупость пряма и честна. (Ф. М. Достоевский).
Нужда ум родит, а ум родит деньгу, а с умом да с деньгами все можно сделать! (А. Н. Островский).
Приятно ум чужой своим примерить,
На силу взять и на́ вес; глупость мерить —
Напрасно труд терять.
(А. Н. Островский).
Я эту милую простоту знаю. Она состоит в незнании того, что нужно знать, и в знании того, что не нужно знать. Надо быть глубоко безнравственным, чтобы мириться с такой простотой. (А. Н. Островский).
…Свобода от обязанности думать есть та любезнейшая приправа, без которой вся жизнь человеческая есть не что иное, как юдоль скорбей. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Есть выражения, которые нравятся только потому, что они таинственно-заманчивы, хотя внутренний смысл их всегда остается неразгаданным. В результате получается смешение, и то, что в среде обыкновенных смертных зовется глупостью, в этом странном мире получает название «идеи», а то, в чем трудно усмотреть что-нибудь, кроме пустопорожности, украшается именем «системы». (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Есть на Руси великое множество людей, которые, по-видимому, отказались от всякой попытки мыслить и которым, однако ж, никак нельзя отказать в названии мыслящих людей. Это именно те мистики, которых жизненный искус заранее осудил на разработку тезисов, бросаемых извне, тезисов, так сказать, являющихся на арену во всеоружии непререкаемой истины. Они не анализируют этих тезисов, не вникают в их сущность, не умеют выжать из них все логические последствия, какие они способны дать. Это люди несомненно умные, но умные, так сказать, за чужой счет и являющие силу своих мыслительных способностей не иначе, как на вещах, не имеющих к ним лично ни малейшего отношения. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
…Размышление приводит иногда за собой такие неожиданные и трагические выводы, с которыми ужиться нет возможности. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
…Помещик был, как и все люди, самобытно и уединенно думающие, туг к пониманию чужой мысли и особенно пристрастен к своей. (Л. Н. Толстой).
Мыслей так много может вмещаться в одно время, особенно в пустой голове. (Л. Н. Толстой).