Афоризмы. Русские писатели. Золотой век.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

Я живой пример того рокового, но в то же время нравственного и логического явления, по которому всякий порок несет в себе подобающее ему наказание.
(Ф. И. Тютчев).
…И ты за то винишь Иуду,
Что он продешевил Христа.
(К. К. Павлова).
У нас, право, до того дело дошло, что не только по случаю какого-нибудь подвига, но просто, если только иной не нагадит никому в жизни и на службе, то уже считает себя бог весть каким добродетельным человеком, сердится сурьезно, если не замечают и не награждают его. (Н. В. Гоголь).
Шиллер сказал, что смерть есть великий примиритель. Эти слова могут быть отнесены к нашей науке. При каждом историческом проступке она приводит исторические обстоятельства, смягчающие вину преступника, кто бы ни был он – целый народ или отдельное лицо. Да будет нам позволено сказать, что тот не историк, кто не способен перенести в прошедшее живого чувства любви к ближнему и узнать брата в отделенном от него веками иноплеменнике. …В самых позорных периодах жизни человечества есть искупительные, видимые нам на расстоянии столетий стороны, и на дне самого грешного перед судом современников сердца таится какое-нибудь одно лучшее и чистое чувство. Такое воззрение может служить к ущербу строгой справедливости приговоров. Ибо оно требует не оправданий, а объяснений, обращается к самим лицам, а не к подлежащим суждению делам их. (Т. Н. Грановский).
За чистоту моей морали.
Простите мне мои грехи.
(И. С. Тургенев).
Да, преступление, кажется, не может быть осмыслено с данных, готовых точек зрения, и философия его несколько потруднее, чем полагают. Конечно, остроги и система насильных работ не исправляют преступника; они только его наказывают и обеспечивают общество от дальнейших покушений злодея на его спокойствие… Конечно, преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым. (Ф. М. Достоевский).
Когда мы мним, что счастию нашему нет пределов, что мудрые законы не про нас писаны, а действию немудрых мы не подлежим, тогда являются на помощь законы средние, которых роль в том и заключается, чтоб напоминать живущим, что несть на земле дыхания, для которого не было бы своевременно написано хоть какого-нибудь закона. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
С одной стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление злой человеческой воли. С другой стороны, злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда не заставит его совершить что-либо в ущерб высшей идее правды и справедливости, положенной в основание пятнадцати томов Свода законов Российской империи… Не потому должен быть наказан преступник, что этого требует безопасность общества или величие закона, но потому, что об этом вопиет сама злая воля, служащая источником содеянного преступления. Она сама настаивает на необходимости наказания, ибо в противном случае она не совершила бы всего естественного круга, который обязывается совершить!(М. Е. Салтыков-Щедрин).
…Ежели ты и видишь, что высший человек проштрафился, то имей в виду, что у него всегда есть ответ: я, по должности своей, опыты производил! И все ему простится, потому что он и сам себя давно во всем простил. Но тебе он никогда того не простит, что ты его перед начальством в сомнение или в погрешность ввел. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Я не порицаю раскаяния, но нахожу, что все-таки лучше вести себя таким образом, чтоб и раскаиваться было не в чем. (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Людей сдержу я, как уздой,
И буду в жизненном потоке.
Для них живой сковородой,
Где станут жариться пороки.
(Д. Д. Минаев).
Кто смеет здесь у нас ответить дерзновенно,
Что преступленья он при жизни не свершил?
(К. К. Случевский).