Музей Акрополя.

Кора VI век до н. э. Мрамор.

Чаще всего в качестве дара в храм Афины на Акрополе преподносили коры — статуи, изображающие девушек. По положению тела и позе они были похожи — всегда строго фронтальны и одеты. Это отличало тип женских фигур от мужских статуй (куросов), которые представлялись обнаженными. Позже, когда древнегреческое искусство стало очень цениться европейскими мастерами XVIII–XIX столетий, считалось, что скульпторы подражают грекам, запечатлевая обнаженными и мужчин, и женщин, однако эта традиция была заложена не греками, а римлянами. Коры различались между собой условно портретными чертами, прическами, одеждой и манерой исполнения. С середины VI века до н. э. их стали изображать в изящных хитонах.

После обнаружения архаического слоя у Парфенона музей стал обладателем большого количества статуй кор. Однако только на первый взгляд они одинаковые, несколько примеров из экспозиции позволят убедиться в специфике художественной трактовки и их портретных особенностях.

Здесь представлен уже хорошо узнаваемый тип коры со всеми признаками доклассического искусства: столпообразная фигура со слабоартикулированными членениями, прорезанные орнаментальные линии волос и складок, архаическая улыбка. Отдельно необходимо сказать о материале. К середине V века до н. э. скульпторы и архитекторы Греции главным образом использовали пентелийский мрамор (названный так по имени горы Пентеликон, у подножия которой его добывали). Именно из него построен знаменитый Парфенон. Этому виду камня свойственно со временем менять свой цвет под воздействием солнца, словно впитывая лучи, его оттенок становится золотистым.

Греки ценили интересные по свойствам материалы, поэтому любой музей искусства гордится греческими подлинниками, которые благодаря виртуозной обработке мрамора производят особое впечатление, несравнимое ни с какой хорошей фотографией.

Кора VI век до н. э. Мрамор. Коры. Музей Акрополя.