Музей Акрополя.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением гидрофоров 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 1 06.

Большую часть данного фриза занимают изображения групп всадников и колесницы, на втором месте по частоте — ритуальные процессии, когда мужчины и женщины несут сосуды и дары.

«Рельеф с изображением гидрофоров» получил такое название от древнегреческого слова «водонос». Он характеризует скульптурную композицию древних — фигуры поставлены ритмично, однако их движения живые, не возникает ощущения однообразия. Многие персонажи представлены в профиль, они движутся в сторону, как бы проходя мимо зрителя. Рельеф многопланов: на фоне скульптур переднего плана даны менее выступающие профили героев второго, а иногда третьего. Общие силуэты мужчин почти идентичны, однако складки одежды, положение поддерживающей сосуд руки, трактовка обнаженных частей тела у каждого разная. Ракурсы всех трех персонажей пусть немного, но варьируются мастерами. Еще одно важное умение скульпторов Древней Греции заключалось в уникальной способности создавать реалистичные портретные образы и при этом облагораживать их. Ваятели достигали непревзойденной меры идеализации и документальности, лица неизвестных мужчин прекрасны и естественны.

Произведения Фидия и его мастерской отличаются потрясающей свободой исполнения: разнообразие поз, движений, отсутствие скованности, условности. Работа выполнена очень талантливо, но скульптуры были помещены за наружной колоннадой грандиозного храма, под потолком. Для удобства просмотра сцен мастера пошли на хитрость — рельеф в верхней части немного выше (6 см над фоном), чем в нижней (4 см). Этот прием напоминает наклон высоко висящей картины. Немаловажно также, что рельеф был очень ярко раскрашен.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением гидрофоров 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 1 06. Парфенон. Музей Акрополя.