Музей Акрополя.
Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением всадников 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106.
На данном фрагменте представлены фигуры всадников. Кони показаны в разных фазах движения, называющихся «аллюры», в рыси и галопе. Как уже говорилось, древние мастера были внимательными наблюдателями природы. Именно изображение животных, как домашних, так и диких, традиционно отличается веризмом (реалистичностью), прекрасно подмеченными особенностями движения и поведения. Для современного человека всадник — это тот, кто сидит на лошади. Однако в Древней Греции так называли целое сословие, которое объединялось отнюдь не по наличию коня и умению на нем ездить, а по имущественному цензу. Определялось количество лошадей в полной экипировке, которое мог позволить себе иметь гражданин. Именно к периоду, в который были созданы рельефы Парфенона, относится процесс кристаллизации прослойки всадников, к описываемым временам их было совсем немного — около 300 человек. Они играли большую военную и политическую роль во время греко-персидских воин. Позже так называли властителей целых полисов. На фризе традиционно представлены крепкие, атлетического сложения мужчины, с достоинством держащиеся в седле, образуя продолжительную ритуальную процессию. Фигуры на лошадях, скопированные с этого скульптурного изображения, стали очень распространенным мотивом в искусстве западноевропейского неоклассицизма.