Музей Акрополя.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением двух всадников 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106.

На этом фрагменте зритель видит двух всадников. Обращает на себя внимание сложность изображения лошадей — их ноги пересекаются, что является серьезной задачей для скульптурного рельефа, однако древний мастер прекрасно с ней справился (это удавалось далеко не всем творцам). Уцелело изображение шляпы одного из наездников — она называлась «петасос». Следы зеленой краски были обнаружены на плащах персонажей. Нет ничего бравурного в игре складок, одежда изображена предельно реалистично. Нос, глаза и губы мужчины увеличены для того, чтобы после раскраски они были видны издалека. Этот фрагмент, как и вся скульптура фриза, отличается гармоничностью пропорций, тонкостью отделки материала, эмоциональной теплотой.

Интересно, что многие мастера XVIII–XX столетий пытались состязаться с Фидием, более того, сцены буквально повторялись ваятелями разных стран и эпох, адаптировались под современную им тематику. Например, еще недавно вход стадиона «Динамо» в Москве был украшен рельефами, на одном из которых автор изобразил сюжет с всадниками на конях, взяв за основу фриз Парфенона. Только вместо греческих наездников были советские атлеты. Древняя Греция ближе, чем может показаться современному человеку.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением двух всадников 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106. Парфенон. Музей Акрополя.