Музей Акрополя.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением жертвенной процессии 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106.

Здесь представлена одна из многочисленных сцен с изображением жертвенной процессии. Молодой мужчина справа (фигура сохранилась только в зарисовках) подталкивает быка. Скульптор подмечает поведение встревоженного животного, которого ведут на заклание в честь богини Афины. Жертвоприношения были очень важной частью религиозных и общественных обрядов Древней Греции, ими сопровождалось каждое значимое событие в государстве. Этим ритуалам много места уделено в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Так описывает поэт процесс жертвоприношения в «Илиаде»:

Кончив молитву, ячменем и солью осыпали жертвы. Выи им подняли вверх, закололи, тела освежили, Бедра немедля отсекли, обрезанным туком покрыли Вдвое кругом и на них положили останки сырые. Бедра сожегши они и вкусивши утроб от закланных, Все остальное дробят на куски, прободают рожнами, Жарят на них осторожно и, все уготовя, снимают. Кончив заботу сию, ахеяне пир учредили.

Несмотря на древний, архаический и не вызывающий в наше время сочувствия обряд, художественный язык сцены понятен современным зрителям. Здесь так же, как и во всех блоках фриза, скульпторы гармонично выстраивают композицию: вертикальные фигуры людей уравновешиваются мощными горизонтальными телами быков. В области компоновки, в ее простоте и убедительности древнегреческим мастерам не было равных. Именно поэтому много веков спустя, уже в эпоху СССР, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 в Москве отечественные ваятели использовали эту сцену для изображения в рельефе социалистического животноводства.

Фидий и его мастерская (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением жертвенной процессии 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106. Парфенон. Музей Акрополя.