Музей Акрополя.

Рельеф с изображением состязаний апобатов. Около 300 до н. э. Мрамор. 41x84.

Данная работа иллюстрирует состязание апобатов во время Панафинейских игр. Четверкой лошадей управляет возничий, справа от него изображен гоплит — так называли тяжеловооруженных пеших воинов. Он должен был соскочить с повозки и пробежать определенное расстояние. Похожие сцены запечатлены и на фризе Парфенона. Соревнования проводились в районе Агоры (традиционное название рыночной площади), где археологи нашли еще несколько похожих изображений. Такие рельефы посвящали богам в знак благодарности за победу. Спортивные успехи являлись не просто доказательством силы участника. «Греческие состязания должны были выявить не того, кто лучше всех в данном спортивном искусстве, а того, кто лучше всех вообще — того, кто осенен божественной милостью», — писал М. Гаспаров, авторитетнейший знаток древнегреческого искусства.

Игры — часть ритуальной культуры, церемоний, к которым относились также гадания и обряды жертвоприношения. Интересно, что это произведение представляет собой стилизацию — неизвестный мастер специально сделал рельеф в духе раннего древнегреческого искусства. Пиндар, один из самых загадочных поэтов Древней Греции, в Олимпийском гимне, посвященном Гиерону Сиракузскому (476 до н. э.), так писал о славе, которая доставалась победителю состязаний:

Слава Пелопа Далеко озирает весь мир с Олимпийских ристалищ, Где быстрота состязается с быстротой И отважная сила ищет своего предела; И там победитель До самой смерти Вкушает медвяное блаженство Выигранной борьбы…
Рельеф с изображением состязаний апобатов. Около 300 до н. э. Мрамор. 41x84. Парфенон. Музей Акрополя.