Музей Акрополя.

Фидий(?) (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением укрощения коня 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106.

Перед зрителем — очень эффектное изображение наездника, пытающегося укротить своего коня. Древнегреческий мастер прекрасно подметил движения лошади и позу всадника. Данный фрагмент дает возможность как следует рассмотреть основы скульптурного искусства. Словно слышно тяжелое дыхание животного, автор прорезает не только мышцы, но будто даже и кровеносные сосуды. Привлекает внимание одежда наездника: как виртуозно скульптор выполнил легкую ткань на груди, которая собирается тончайшими драпировками, и как пышно, осязаемо, достоверно изображены крупные, тяжелые складки развевающегося на скаку плаща. Общее гармоничное впечатление создается с помощью верно выбранной высоты рельефа, кажется, что конь и всадник легко поднимаются вверх, ничто не сдерживает их.

Композиция построена смело даже для этого фриза, где почти нет скованности и надуманности. Впечатляет точность обработки каменного блока, располагавшегося наверху, ведь изображение покрывалось краской, и снизу трудно было рассмотреть детали, которые скульптор вырезал так искусно. Исходя из этого, некоторые исследователи предполагают, что сцену создал сам Фидий. Многие ученые считают, что здесь представлен важный для афинян герой, одни думают, что это неизвестный мифологический персонаж, другие — что военачальник. Любители искусства, наверняка, вспомнят статую П. К. Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге (1841-1850).

Фидий(?) (500–423 до н. э.) Фриз Парфенона. Фрагмент с изображением укрощения коня 442–438 до н. э. Пентелийский мрамор. Высота — 106. Парфенон. Музей Акрополя.