Темные века. Раннее Средневековье в хаосе войн.

Король ариан.

Король ариан. Глава 3. Тьма наступает. Темные века. Раннее Средневековье в хаосе войн. Теодорих, король остготов, недолго наслаждался плодами своей победы над Хлодвигом в 508 году. Победить франков было, конечно, лучше, чем оказаться побежденными, но обстоятельства были сильнее Теодориха и складывались таким образом, что военная сила оказалась бесполезной.

Главным камнем преткновения была вера, ведь франки были католиками. И Теодорих понимал, что веру нельзя уничтожить ни копьем, ни мечом. Именно вера была той силой, которая могла настроить против короля ариан всю Восточную Римскую империю.

Почти двадцать лет Теодорих оставался верным Константинополю, но это не помогло ему. Когда Хлодвиг расправился с вестготами, Анастасий, император Восточной Римской империи, с радостью понял, что теперь он может противопоставить Хлодвига Теодориху. Теодорих, как считал константинопольский правитель, был хоть и верный сосед, но чересчур сильный в военном отношении, вдобавок к этому еще и еретик.

Анастасий послал к Хлодвигу гонцов, которые должны были сообщить франкскому императору о том, что ему пожалованы титулы консула и патриция. Хлодвига присвоение титулов привело в восторг.

Не стоит думать, что Хлодвиг был столь наивен, что принялся хлопать в ладоши от радости, когда ему пожаловали ничем не обеспеченные титулы. Для хитрого франкского правителя это означало только одно: в Восточной Римской империи его признали, и теперь он может делать все, что сочтет нужным. И более того: теперь Теодорих не сможет пожаловаться, что Хлодвиг незаконно захватывает земли. Потому что на самом деле эта земля принадлежит Римской империи. А империя — и об этом знают все — пожаловала Хлодвигу высшие титулы, поэтому у него есть право поступать так, как он считает нужным.

Теодорих прекрасно понял, что произошло, и отнюдь не заблуждался насчет предательства своего восточного союзника. Поэтому он делал все, что было в его силах, чтобы спасти положение. Ему ничего не оставалось, как захватить южные территории Бургундии. Он взял власть на всем западном побережье Средиземноморья, там, где вестготы еще сохраняли свое влияние. Таким образом, франки оказались отрезанными от южных морей мощными военными силами готов.

Должно быть, Теодорих злорадно усмехнулся, узнав в 511 году о смерти Хлодвига. Его сопернику полагалось прожить намного дольше, ему было всего сорок пять лет — он был на дюжину лет моложе Теодориха.

Смерть Хлодвига кардинально изменила положение вещей. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы объединить франков и создать для них мощное государство с собою во главе. Затем он намеревался поступить согласно франкскому обычаю и разделить свое королевство между наследниками, как добрый папаша делит между своими сыновьями скотину.

У Хлодвига было четыре взрослых сына, каждый из которых мог рассчитывать на свою долю наследства. После смерти отца братья начали жестокую борьбу друг с другом, как когда-то до этого бургунды. Вдова Хлодвига Клотильда, чья непреклонная католическая вера изменила лицо Европы, к этому времени удалилась в монастырь, посвятив себя религиозным трудам. Позднее она была причислена к лику святых.

В то время как Франкское государство оказалось разделенным на четыре жестоко враждующих между собой лагеря, представлявшие, пусть и ненадолго, опасность только друг для друга, Теодорих решил объединить готов.

В тот же год, когда умер Хлодвиг, скончался и король вестготов, оставив наследником своего младшего брата, Амалариха. Амаларих был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править в то жестокое время. Однако он был внуком Теодориха. Поэтому дедушка решил выступить опекуном при своем внуке и, таким образом, объединить вестготов и остготов.

Даже этот шаг не помог Теодориху почувствовать себя в безопасности. Он был искренним арианином, не фанатиком, и поэтому был достаточно умен, чтобы понимать, что у арианства нет будущего.

Уже целый век ариане — готы и вандалы — правили разными провинциями Западной Римской империи, не предпринимая серьезных нападок на католицизм. Незначительные столкновения в счет не идут.

Чего же они добились? Ариане были в меньшинстве и полностью зависели от германских королей, которые правили ими и обеспечивали их безопасность. Ариане в Испании, Италии и Африке были маленькими национальными общинами, связанными только между собой. Римляне, жившие на этих территориях, были католиками. Они никогда не забывали о великой империи, и поэтому чувствовали свое единство, а общая католическая вера еще больше сплачивала их.

С каждым десятилетием католики становились все сильнее, а ариане слабели.

Теперь, когда франки тоже стали католиками, ариане — готы и вандалы — оказались окружены людьми, чуждыми им по вере. Католики были на востоке, в Восточной Римской империи, франки-католики были на севере, католики были со всех сторон.

Теодорих, несмотря на всю свою мудрость, чувствовал, что трон под ним закачался. Католическое большинство вокруг него вряд ли разделит с ним радость от победы над главным врагом — Хлодвигом-католиком. У него были все основания для опасений с тех пор, как центром католического запада стал Рим.

В ранние века христианства епископ Рима обладал определенными преимуществами перед главами христианских общин других областей, поскольку в его ведении была столица всей великой империи. Важность римского престола только усиливалась оттого, что, по преданию, первым римским папой был апостол Петр, который принял в Риме мученическую смерть[13]. Считалось, что Иисус Христос назначил Петра главой церкви, и все последующие папы Рима становились преемниками апостола.

Во времена существования Римской империи никто не относился к этому серьезно. Большинство христиан жило на востоке, где со времен Диоклетиана располагалась столица.

Однако позднее, когда Западная Римская империя дрогнула под ударами Алариха, римский папа оказался единственной сильной властью в городе.

Это обстоятельство получило драматическое подтверждение, когда король гуннов Аттила смерчем несся по направлению к Риму. Император Западной Римской империи никакой реальной силы не имел, вся власть была сосредоточена в руках могущественного римского папы — Льва I. Лев I носил папскую тиару с 440-го по 461 год. Он был властным человеком, решительно расправлявшимся с еретиками. Лев I также приложил немало усилий к тому, чтобы повысить нравственность и уровень образования среди духовенства.

Слово «папа» было обычным обращением к священнику в Италии, но во времена Льва I так стали называть первосвященника. Символом папы римского стала заглавная латинская буква «P». В современном английском языке заглавная буква «P» может также означать папу.

Льва I иногда называют «отцом папства», потому что он был первым из первосвященников, который ясно дал понять, кто будет руководить церковью. Остальные западные провинции, где правили ариане, тут же увидели в папе единственное для себя спасение. Несмотря на то что власть Льва I ограничивалась одной Италией, его влияние распространялось на весь запад.

Именно Лев I вышел навстречу Аттиле тогда, когда никто не смел этого сделать, именно Лев I, как мог, спасал Рим от грабежей, когда в городе хозяйничали вандалы под предводительством Гейзериха.

Когда в 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование, в Италии больше не было императора, а у власти оказался римский папа, единственным конкурентом которого мог быть патриарх Константинополя. Слово «патриарх» означает «старший над отцами церкви», то есть патриарх в Константинополе занимал ту же должность, что и папа в Риме. За константинопольским патриархом стоял император Восточной Римской империи.

В 492 году папой стал Геласий I. Он решительно подошел к решению назревавших проблем и отстаивал независимость церкви от государства. Той же точки зрения, гласившей, что императору нельзя вмешиваться в дела церкви, придерживались многие влиятельные епископы до него. Но Геласий доказал свои убеждения делом во время одной драматической ситуации. В Константинополе возникла новая ересь, и Геласий в качестве наказания отлучил константинопольского патриарха от церкви, то есть он объявил, что патриарх перестал быть членом церкви и поэтому не имеет права совершать церковные обряды.

Со стороны патриарха, естественно, последовало ответное отлучение. Геласий, тем не менее, никогда не ставил папство выше патриаршества и поэтому отнесся к этому совершенно спокойно.

Борьба за независимость церкви пришлась как раз на время, когда Теодорих захватил власть над Италией. Поскольку Теодорих был арианином, он не признавал папу главой церкви. Несмотря на это, ему не меньше, чем Геласию, не хотелось восточного влияния в Италии.

В первую половину царствования Теодориха дела складывались таким образом, что император-арианин был вынужден заключить союз с папой-католиком, который также зависел от политических перипетий как прошлого, так и настоящего. Появление франков-католиков поколебало, но не разрушило этот союз.

В 518 году император Восточной Римской империи Анастасий умер, и на троне Константинополя оказался Юстин I — грубый, необразованный вояка, которому помогал блестяще образованный, умный племянник Юстиниан.

Юстин расправился с еретиками, которые распустились при Анастасии. В спорных моментах, касающихся церкви, он склонялся к тому, чтобы разделить взгляды папы, а не патриарха. Результатом этого было некоторое потепление в отношениях между папой и патриархом. Арианин Теодорих чувствовал, что стена отчуждения вокруг него становится все выше и выше.

Юстин начал проводить четкую антиарианскую политику, которая немало тревожила Теодориха. В 525 году Теодорих просит папу Иоанна I поехать в Константинополь и убедить Юстина поумерить свой пыл в борьбе с арианством. Результат, однако, оказался прямо противоположным его ожиданиям: папа и император заключили тайный союз против старого короля.

Когда Иоанн I вернулся ни с чем, Теодорих приказал бросить его в тюрьму. Старый король впал в отчаяние. Ему было почти семьдесят лет, и он чувствовал, что смерть близка. У Теодориха не было взрослого сына, который мог бы стать наследником престола. Католики победили.

Теодорих мучился подозрениями, заговоры мерещились ему даже там, где их и не было. Поэтому последние годы его царства омрачены кровавыми деяниями, в которых мы едва ли узнаем человека, которого называли Теодорих Великий.

Главной жертвой этих чисток оказался Северин Боэций, еще недавно так радовавшийся тому, что оба его сына в одно и то же время были консулами.

Боэция арестовали по ложным обвинениям в связях с императором, пытали и казнили в 524 году. Ожидая пыток и смерти, он написал свое самое великое произведение — «Утешение философией». Даже если в момент написания этого произведения Боэций находился в смятении и отчаянии, ни словом не выдал он себя в стоически спокойных строках «Утешения». Нет в этом произведении и намека на христианство. Боэций писал в манере античных философов[14].

Теодорих ненадолго пережил свою жертву. Он умер в 526 году. Все 37 лет своего царствования, кроме нескольких последних лет, он правил в мире и вел страну к процветанию. Последние кровавые годы уничтожили то, что было достигнуто до этого.

Несмотря на это, Теодорих остался жить в легендах. Правда, теперь он выступал как курьезный персонаж немецких эпических поэм XIII века (через семьсот лет после смерти), и звали его Дитрих фон Берн. В этих поэмах Дитрих проигрывает королю Северной Италии Эрманариху, который правит Берном[15] (то есть Вероной). После поражения Дитрих находит убежище у гуннов и возвращается во главе их войска, чтобы наголову разбить Эрманариха.

В этих легендах, как в зеркале, отражается история остготов. Армия гуннов действительно разбила Эрманариха, после чего тот умер, но это случилось в Северном Причерноморье, а отнюдь не в Италии. Остготы (как и Дитрих фон Берн) были позднее вместе с гуннами, став их вассалами, и воевали вместе с ними. В конечном счете остготы, как и Дитрих фон Берн из легенды, под предводительством Теодориха (настоящего Дитриха) вторглись в Италию.