Аркадий Райкин.

Юбилей.

Аркадий Исаакович недавно вышел из больницы и чувствовал себя еще неважно. Но все-таки 30 октября 1971 года в Ленинграде во Дворце культуры им. Первой пятилетки отмечалось шестидесятилетие Райкина с вручением ему правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. По сегодняшним меркам это весьма скромная оценка его фанатического труда, а главное, всего того, что он сделал для искусства и в целом для страны. Сохранилась аудиозапись торжественного вечера. В прологе участвовали все артисты труппы в образах как бы сошедших с витрины манекенов, бодро напевавших: «Всегда с улыбкой неизменной, нам всё на свете безразлично — мы манекены, мы манекены». Десятью годами ранее на более скромном, менее официальном праздновании полувекового юбилея Аркадия Исааковича это были веселые гномы, вникавшие во все людские дела. Манекены равнодушны, они не болеют, не стареют, ведь им ничто не портит нервы, «но очень страшно, если люди, как манекены, как манекены». На этих словах выходил юбиляр и произносил уже переделанный монолог «Плюс-минус», в связи с которым было пережито столько неприятностей, за который заплачено собственным здоровьем. После первой произнесенной фразы — цитаты из Фейербаха — следовала большая пауза, а затем размышления о плюсах и минусах нашей жизни. Вслед им шли монологи персонажей: проникновенный, лирический «Звание — человек», комедийный, сатирический «В греческом зале», «О воспитании», где Аркадий Райкин, используя маски, представлял пять персонажей и, соответственно, столько же различных способов воспитания детей. Краткий финал с участием всей труппы возвращал к теме манекенов как угрозы человечности и человеку.

Торжественную часть юбилея открывал выдающийся артист Академического театра драмы им. А. С. Пушкина Ю. В. Толу-беев с воспоминаниями о 1930-х годах, когда он вместе с юным Райкиным работал в Театре им. Ленинского комсомола. Как положено по протоколу, зачитывались поздравления от первого секретаря Ленинградского обкома КПСС, недавно назначенного на эту должность Г. В. Романова, министров культуры СССР (Е. А. Фурцевой) и РСФСР (Н. С. Кузнецова), ЦК комсомола, студии «Ленфильм», представителей концертных объединений, Гостелерадио, Балтийского флота и других многочисленных организаций. Кстати, замечу, что почти никто из официальных лиц не нашел времени прийти на юбилей великого артиста, чтобы лично его поздравить. Вполне возможно, что, зная о программе вечера, они не хотели своим присутствием санкционировать всё еще находящийся под сомнением спектакль «Плюс-минус».

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Работа над текстом роли. 1970-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

В грим-уборной перед спектаклем. 1980-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

На «Голубом огоньке». 1960-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

«История одной любви» — небольшая монопьеса спектакля «От двух до пятидесяти», вместившая целую человеческую жизнь. 1960 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Жених в пьесе «Фикция» спектакля «Время смеется». 1963 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Заключительный монолог спектакля «Зависит от нас». 1976 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Финал спектакля «Его величество театр». 1979 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Георгием Александровичем Товстоноговым. Ленинград. 1974 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Леонидом Осиповичем Утесовым. 1950-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С дочерью Екатериной и внуком Алешей Яковлевым, готовящимся стать артистом. 1970-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Ромой на прогулке. Конец 1970-х гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Дома в Благовещенском переулке. Семейный совет. Начало 1980-х гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Яниной Жеймо в фильме «Огненные годы» (режиссер В. Корш-Саблин). 1939г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Людмилой Целиковской в фильме «Мы с вами где-то встречались» (режиссеры А. Тутышкин и Н. Досталь). 1954г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Кадр из фильма «Волшебная сила искусства» (режиссер Н. Бирман). 1970 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

«Вкус — специфический!» Один из персонажей четырехсерийного телевизионного фильма «Люди и манекены» (режиссеры В. Храмов, А. Райкин). 1974 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

В роли профессора в пьесе «Взятка» спектакля «Волшебники живут рядом». 1965 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Пантомима «Диссертация» спектакля «Времена года». 1950-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Монолог «Сервис» спектакля «Плюс-минус». 1970г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

В миниатюре М. Зощенко «С добрым утром» спектакля «Времена года». 1956г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

В роли няни в спектакле «Человек-невидимка». 1955 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Автограф.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

У Аркадия Исааковича автор книги и гость из США. 1986 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Поздравление детского коллектива на праздновании семидесятилетия Райкина в Ленинграде. 1981 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

После спектакля. 1980-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Семидесятилетие Райкина в Москве в Концертном зале «Россия». 1981г.

С Майей Плисецкой.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

С Леонидом Утесовым.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Проба костюма к спектаклю «Его величество театр». 1979 г.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

В Московском государственном театре эстрады с Геннадием Хазановым, Марком Розовским, Сергеем Юрским, Александром Филиппенко, Семеном Альтовым. 1980-е гг.

Юбилей. Глава тринадцатая ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ. Аркадий Райкин.

Отец и сын. Династия продолжается.

В череде поздравлений были теплые, искренние приветствия от коллег из Большого драматического театра, Театра сатиры Народной Республики Болгария, Театра им. Евг. Вахтангова. От Всероссийского театрального общества выступил Л. О. Утесов. Еще в 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады он предсказал молодому, начинающему артисту, что тот «останется навсегда». Кажется, на этом вечере впервые в адрес Аркадия Райкина прозвучал крайне редкий тогда по отношению к действующим актерам эпитет «великий». Его произнес Леонид Утесов, пожелавший своему младшему другу дожить до той поры, когда его меч и щит, на котором написан девиз «Правда», окажутся невостребованными. Выступление Рины Зеленой, в прошлом в течение ряда лет, в том числе в годы войны работавшей с Аркадием Райкиным, было оформлено как яркий концертный номер. Теплые телеграммы пришли от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. «Моему другу, моему младшему товарищу, моему учителю» — так обратился к нему С. В. Образцов. Кстати говоря, кто-то из выступавших выразил удивление, почему этот юбилей не транслируется телевидением.

Завершая рассказ о праздновании шестидесятилетия артиста, замечу, что много позднее один из его, казалось бы, верных последователей и учеников высказал мысль, что «уж слишком старательно делают Аркадия Райкина несчастной жертвой времени». В статье «А если без шуток?», опубликованной в газете «Культура», автор утверждает, что изображать его страдальцем неверно., тем более что в 1968 году он получил звание народного артиста. «Мо-о-огет быть, мо-о-огет быть», — сказал бы, смешно растягивая гласную, один из персонажей Аркадия Исааковича. Но, опять же используя высказывание Райкина, дело в том, что «правая рука не знает, что делает левая»: награждали и одновременно осаживали, доводили до больницы. Но у обычных людей, зрителей и слушателей, было свое мнение. На протяжении почти полувека он оставался не просто кумиром, небожителем, но и близким человеком, помогавшим выжить, дарившим надежду своим искусством.