Доктор Хаус, которого создал Хью Лори.

2.8. Ошибка.

Дата премьеры: 29 ноября 2005 г.

Сценарий: Питер Блейк.

Режиссер: Дэвид Сеймел.

Приглашенные актеры: Сила Уорд (Стейси Уорнер), Стефани Вендитто (медсестра Бренда), Грег Винтер (Чак), Сэмми Хэнрати (Дори), Кейт Энггрен (миссис Эйрсман), Эдейр Тишлер (Никки), Лиция Шеарер (пациентка поликлиники), Райан Харст (Сэм Мак-Джинли), Кевин Мун (работник «скорой помощи»), Стерлинг Бьюмэн (Бой Мэджикайн), Джон Лафайетт (доктор Шизгал), Элисон Смит (Кайла Мак-Джинли); Джон Рубенштейн (доктор Эйрсман).

Постановка диагноза.

Когда знаменитый японский режиссер Акира Куросава в 1950 году снял свой фильм «Расемон», он, конечно, не думал, что изобретенный им стиль повествования — а в фильме рассказывается история одного преступления при помощи различных персонажей и различных вариантов развития событий — будет использован при создании телевизионного сериала в 2005-м. «Ошибка» начинается с давней сцены: обычный концерт в начальной школе, за кулисами Кайла, молодая мать-одиночка, готовит двух своих дочек к выступлению. Она занимает свое место в зрительном зале, и тут у нее случается жуткий болевой приступ.

После титров появляется надпись: «Шесть месяцев спустя» — и это, кстати, первое и последнее прямое указание на то, в каком времени происходят дальнейшие события в этом эпизоде. Обычно пациенты быстро попадают в Принстон-Плейнсборо после первых симптомов болезни, однако здесь из диалога мы узнаем, что это произошло только через несколько недель.

Кадди сообщает Стейси, что дисциплинарное слушание переносится на завтра и Стейси должна «подготовить мальчиков» — Чейза и Хауса. Кайла — женщина из вступительной сцены — умерла, и теперь Стейси необходимо разобраться, как это могло произойти. Это не так-то просто: история обрастает различными деталями в зависимости от рассказчика. Итак, все началось с того момента, когда Чейз был отправлен Хаусом проводить гинекологический осмотр пациентки после того, как рассыпал его викодин. Техника, в которой снята серия, позволяет использовать много повторяющихся моментов, отличных лишь в деталях, но приводящих в конечном итоге к абсолютно другому развитию событий. Так, Чейз пропускает сначала в своем изложении момент с викодином — ведь Стейси говорит, что это неважно, — однако потом выясняется, что ей необходимо знать, почему пациентку передали от Формана Чейзу, и сцена с рассыпанием таблеток всплывает на поверхность — кусочек мозаики встает на свое место.

Чейз проводит 24-часовой кожный тест на ревматоидные заболевания, сообщая Кайле, что любой доктор сможет оценить его результат. Кайла возвращается на следующий день и застает Чейза разговаривающим по телефону в холле больницы. Как мы узнаем позже, после просмотра нескольких различных вариантов этой встречи, Чейзу только что сообщили о смерти отца, в то время как он даже не подозревал, что отец болен (благодаря Хаусу, между прочим). Расстроенный и ошеломленный Чейз проверяет результат теста и советует Кайле записаться на прием к ревматологу. (По иронии судьбы ревматологом был, кстати, и его умерший отец.) Когда Кайла мнется у выхода, не решаясь задать вопрос, который доктора называют «дверным вопросом», — обычно он о каком-нибудь симптоме, о котором неловко говорить, — Чейз, будучи в состоянии шока, просто не обращает на это внимания и позволяет пациентке уйти. Если бы он спросил, то выяснилось бы, что у нее кровь в стуле: боль в животе не унималась, и она жевала ибупрофен, как конфеты. В этот же день Кайлу привозят на «скорой помощи» с несомненными признаками прободения язвы желудка. Доктора пытаются прижечь язву, но слишком поздно: кислотное содержимое желудка, попавшее через разрыв стенки в брюшную полость, уже повредило печень. Далее мы буквально за десять минут увидим две версии совершения двух ошибок.

Брат Кайлы, простоватый и нагловатый парень, однако любящий свою сестру, требует, чтобы ей пересадили часть его печени, так как ждать донорский орган просто нет времени. Когда же никто в госпитале не хочет браться за трансплантацию от живого донора, Хаус пытается вначале дать одному из хирургов взятку, а потом просто-напросто шантажирует его, — и вот операция выполнена. Для ее ускорения брат Кайлы заплатил кому-то в лаборатории, чтобы быстрее выполнили необходимые анализы, — как мы скоро узнаем, это была вторая ошибка. Через два месяца Кайла приходит на осмотр и выясняется, что пересаженная печень начала отторгаться. После напряженной беседы Хауса с братом пациентки по поводу татуировок на его руке становится ясно, что у того, скорее всего, недиагностированный гепатит С, который и привел к развитию рака печени, пересаженной его сестре. Выхода нет — Кайле говорят о том, что она умрет. Надо отметить, что она стоически переносит это сообщение, справедливо отмечая, что брат все равно подарил ей три месяца жизни, а ее отторгающаяся печень помогла вовремя диагностировать рак у брата.

Кайла умирает. Ее брат успешно прооперирован. Так почему же он подал в суд на Чейза? Выясняется, что при следующем визите этот человек рассказал Чейзу о тяжелом финансовом положении, в котором оказался он с племянницами. Когда пациент уже собрался уходить, Чейз неожиданно признается: «Я убил вашу сестру», имея в виду, что неправильно диагностировал язву, поскольку был в состоянии похмелья. Конечно, это неправда — Чейз был в состоянии шока. Конечно, симпатии Чейза на стороне парня, и конечно, он чувствует себя виноватым, — и тут раскаяние и жалость к пациентам заставляют его действовать вопреки собственным интересам. Что это: католическое воспитание или особенности натуры Чейза? Мы не знаем, но понятно, что, выиграв суд, семья получит значительную финансовую поддержку, в то время как Чейз может лишиться медицинской лицензии. Но какую версию этой истории расскажет Чейз дисциплинарному комитету? Хаус, догадываясь, чем было вызвано состояние Чейза, советует ему рассказать правду. Результат: Чейза на неделю отстраняют от практики, а вот Хаусу назначают месяц работы под наблюдением супервизора. И теперь его боссом становится… Форман!

Это как в квантовой физике: каждая ошибка в этом эпизоде приводит к расщеплению будущей реальности на несколько равновероятных возможностей. Процитируем Хауса: «Значительность ошибок определяется серьезностью их последствий».

Интересные моменты.

• Стейси спрашивает Хауса: «Что ты скрываешь?».

Хаус, не задумываясь, отвечает: «Я гей. Или ты не это имела в виду? Но это многое объясняет: нет подружки, постоянно с Вилсоном, помешан на кроссовках…».

Верная подруга.

• Хаус крутит свою трость в ожидании решения дисциплинарного комитета.

Кто лжет.

• Чейз скрывает от Стейси некоторые детали — например, выписку Кайле рецепта и подробности своего телефонного разговора, прерванного приходом пациентки.

• Стейси лжет Чейзу с целью прервать ненадолго их беседу и навести справки у его коллег: «Если я пропускаю свой кофе, то становлюсь раздражительной».

• Форман уверяет, что Чейз втирается в доверие к пациентам, рассказывая им лживую историю, как ему самому удалили гланды. Гланды у Чейза при этом на месте.

• Хаус лжет пациенту поликлиники о тяжести его заболевания, желая проучить его и заставить оформить медицинскую страховку.

• Чувствуя, что Хаус пытается прикрыть Чейза, Стейси обращается к Кэмерон, — но и та не хочет ничего разглашать.

• Брат пациентки фальсифицирует результаты анализов.

• Хирург-трансплантолог обманывает свою жену.

• Чейз лжет, утверждая, что он был с похмелья.

Смотровая.

• В начальной сцене Кайла упоминает, что Арета Франклин выросла в Детройте. На самом деле знаменитая певица, королева стиля соул, родилась в Мемфисе, в штате Теннеси, потом жила в Бостоне и Чикаго, и только затем ее домом стал Детройт. Но именно здесь она записала свой первый хит.

• Имя девочки, которая дразнит дочек Кайлы, — Салли Эйрсман. Кайла говорит, что если Салли не перестанет, то она расцарапает новый кабриолет ее папаши. Позже выясняется, что фамилия хирурга, которого шантажирует Хаус, — Эйрсман, и в конце концов его собственная жена все-таки расцарапает кабриолет, узнав от неизвестного доброжелателя, что муж ей изменяет.

• Стейси все еще обижена поступком Хауса. В начале эпизода она просит Кадди найти для Хауса другого адвоката, ссылаясь на то, что уже консультирует Чейза. Кадди напоминает ей, что сорок процентов поданных на клинику исков касаются действий Хауса: «Не сможешь работать с Хаусом — не сможешь работать здесь».

• «Единственная моя ошибка в том, что я попался», — говорит Хаус Вилсону при обсуждении его отношений со Стейси. Это высказывание, кстати, может многое объяснить в отношении тех самых судебных исков. Хаус и Вилсон играют в игру с четвертаками. Частенько четвертаки символизируют собой выбор, то есть идею принятия решения при помощи игры «орел или решка». В этом эпизоде мы видим последствия некоторых спонтанных решений — как Хауса, так и Чейза.

• У Чейза завязываются доверительные отношения с пациенткой во время первого осмотра. Казалось бы, некогда разговоры разговаривать, но они обсуждают похожие проблемы своего детства: алкоголизм и смерть матерей.

• Во время традиционной беседы друзей в середине эпизода Вилсон заявляет Хаусу: то, что Хаус и в глаза ни разу не видел пациентку, не только не извиняет его, а, наоборот, работает против него. Эта беседа даст нам ключ к вердикту, вынесенному дисциплинарным комитетом: Вилсон прямо говорит Хаусу, что он ответствен за все, что происходит в его отделении.

• Хаус и леденцы на палочке снова вместе.

• Хаус бросает вызов Стейси, откровенно заявляя ей: «Ты злишься потому, что я дал тебе понять, что я сделал, и тебе нравилось, к чему все идет…» Она этого не отрицает.

• В этой серии проявляется сущность Хауса как босса, то есть того, кем он отчаянно пытается себя всегда показать. И мы видим, что вообще-то он хороший босс. Несмотря на все предыдущие выяснения отношений между ним и Чейзом, он не дает личным взаимоотношениям взять верх над своими суждениями. Можем ли мы предполагать, что не только состояние Чейза после новости о смерти отца, но и сплоченность команды в стремлении защитить его подтолкнули Хауса к решению рассказать, как все обстояло на самом деле?

В чем дело, док?

• Чейз не снимает перчаток после гинекологического осмотра пациентки, когда просматривает записи в ее карте.