Доктор Хаус, которого создал Хью Лори.

2.19. Хаус против Бога.

Дата премьеры: 25 апреля 2006 г.

Сценарий: Дорис Иган.

Режиссер: Джон Ф. Шоуолтер.

Приглашенные актеры: Томас Деккер (Бойд), Уильям Кафф (Уолтер), Тамара Браун (Грейс), Сандра Маршалл (Агнес).

Постановка диагноза.

Листон против Клея,[84] Чужие против Хищника, Хаус против Бога… А почему бы и нет? Рано или поздно он должен был вступить в это соревнование.

В помещении небольшой церкви юный проповедник Бойд, обладающий даром возвращать людям здоровье, ведет религиозное собрание, протекающее, естественно, под лозунгом: «Ты исцелен». Дальше — точно по Хаусу: Бог есть ничто без иронии, и после проповеди про болезни и медицину Бойд падает с приступом сильнейшей боли и симптомами нервного шока.

В госпитале Вилсон пристает к Хаусу по поводу нежелания последнего приглашать его в гости на традиционный покер. Как будто бы ничего не значащий вопрос, но мы уже знаем: любое безобидное подтрунивание или пикировка персонажей в этом сериале могут оказать значительное влияние на развитие сюжета и даже на разгадку.

Форман и Чейз приступают к осмотру Бойда, и выясняется, что у него в моче снижено содержание натрия. При сборе анамнеза Бойд уверяет, что с ним разговаривает Бог. Позднее Хаус так откомментирует это:

— Ты говоришь с Богом — ты верующий, Бог говорит с тобой — ты псих.

Хаус лично отправится пообщаться с Бойдом (что для него нехарактерно), объяснив это следующим образом:

— С ним же говорит Бог! Было бы самоуверенно с моей стороны считать себя лучше Бога.

Пока они все пытаются найти объяснения религиозным галлюцинациям Бойда в его болезни, тот продолжает удивлять окружающих. Например, сообщает, что Кэмерон мечтает отомстить Форману (причина — все та же статья), а встретив в вестибюле Грейс, неизлечимую раковую пациентку доктора Вилсона, уверяет ее, что она скоро поправится, — так просил передать Бог.

Вилсон в ярости от его выходок, он вынужден предупредить Хауса, что такое поведение Бойда недопустимо и может плохо сказаться на моральном состоянии Грейс, уже смирившейся со своей болезнью. Грейс и Бойд тем временем проводят время в беседах и молитвах. А дальше происходит самое удивительное — самочувствие Грейс улучшается, ее опухоль начинает уменьшаться в размерах. Мимо этого Хаус пройти не может, он требует от Бойда доказательств его общения с Богом:

— Скажи Богу, чтобы добавил конкретики.

И тут же их получает:

— Бог хочет, чтобы вы пригласили доктора Вилсона поиграть в покер…

Сам неплохой игрок в необычных ситуациях, Хаус вынужден признать превосходство Бога и засчитать ему лишнее очко, счет он ведет на своей знаменитой белой доске. Итак, уже 2:1 в пользу Бога.

Вечерний покер в квартире Хауса, собралась прекрасная компания: налоговый инспектор Хауса, уборщик и «парень с остановки» (получается, что даже если у Хауса и есть еще какие-то друзья, они все не имеют имен). Игра развивается параллельно с обыском квартиры Грейс, который производит Чейз, действуя, как обычно, по заданию шефа. К своему ужасу, он обнаруживает мужскую одежду у Грейс в кладовке — и в панике звонит Хаусу, опасаясь, что бойфренд пациентки появится в квартире в любую минуту. Однако Хаусу достаточно нескольких секунд, чтобы оценить обстановку. Просверлив Вилсона взглядом (они сидят друг напротив друга за покерным столом), он успокаивает Чейза: приятель Грейс сейчас не придет. Бросив карты, Хаус прилюдно затевает с Вилсоном дискуссию об этичности романтических отношений с пациентами. Да, Вилсон встречается со своей неизлечимо больной пациенткой, и это одна из причин, почему он съехал от Хауса.

У Бойда тем временем начинается лихорадка, что наводит Хауса на мысль о вирусной инфекции, тем более что это прекрасно объяснило бы факт уменьшения опухоли у Грейс: известно, что некоторые вирусы обладают противоопухолевым эффектом. Люмбальная пункция могла бы подтвердить диагноз, но пациент отказывается от «человеческой медицины». Хаус вспоминает, что, с одной стороны, Бойд с самого начала болезни употребляет слишком много жидкости (вот откуда разбавленная моча), уверяя, что Бог сказал — это поможет ему очиститься. А с другой стороны, Бойд — всего-навсего подросток, пусть даже и не совсем обычный… И Хаус находит на коже пациента герпетическую сыпь. Да, Бойд может быть близок Богу, но это не значит, что он безгрешен…

Итак, между Хаусом и Богом теперь ничья. Пациентке Вилсона контакт с вирусом Бойда прибавил несколько месяцев жизни, и она отправляется в путешествие, о котором давно мечтала. Вилсон же рассуждает так: слишком малы были шансы на встречу Грейс и Бойда, а также вируса и опухоли именно тех типов, что могли бы прореагировать подобным образом, а значит, победа все-таки остается за Богом.

Интересные моменты.

• Когда Форман сообщает Хаусу, что Бойд мистическим образом знает о мстительных мыслях Кэмерон, Хаус ничуть не удивлен: «Да, я вижу, что между вами невербальная берлинская стена. Невероятно, как он заметил?».

Верная подруга.

• Хаус, пританцовывая, тарабанит тростью в стеклянную дверь кабинета Вилсона, прерывая его беседу с Грейс.

Кто лжет.

• Бойд лжет Хаусу, своему отцу и… Богу тоже лжет.

• Вилсон скрывает свои близкие отношения с пациенткой (вспомним историю Кэмерон).

Смотровая.

• Церковь, где Бойд вершит свои чудеса, называется «Церковь Сияющего Света». Больше похоже на Светящийся Минимаркет, честно сказать.

• До своей встречи с Хаусом Бойд проповедует: «Сделался Аса болен ногами, и болезнь вселилась весьма… Но! В болезни взыскал он не Господа, а врачей…» Действительно, мы частенько можем услышать на протяжении сериала упоминания о боли в ногах — каждый раз они заставляют нас вспомнить о Хаусе, даже если он и не присутствует в конкретной сцене.

• На пузырьке с образцом мочи Бойда мы можем прочитать его полное имя и дату рождения: «Бойд Стенли, 24 апреля 1990 года». Получается, что на момент действия ему шестнадцать лет.

• Всего лишь две буквы надо поменять местами в имени Бойд (Boyd), чтобы получить слово «body» — тело. Это ключ к тому, что причина его болезни кроется вовсе не в мозге.

• В этом эпизоде Хаус развлекается с йо-йо.

• Бойд носит белый больничный халат, Хаус — белую футболку, белую рубашку с открытым воротом и практически белый пиджак, что подчеркивает накал страстей во время их бесед. Эти персонажи, безусловно, схожи. Оба называют себя целителями, при этом Бойд действует по любимой методике Хауса: подмечать нюансы взаимоотношений между людьми и делать на их основании свои выводы. Разница только в том, что Бойд приплетает сюда вмешательство высшей силы.

• «Доверие нужно заслужить. Нельзя доверять тому, кто прячется в чулане», — говорит Хаус Бойду. Эта сцена отсылает нас к открытию Хауса по поводу Вилсона. Хаус говорит, что он никому не доверяет, но тем не менее он все-таки немного обескуражен и возмущен, когда догадывается о тайне своего друга.

• Если внимательно рассмотреть сцену беседы Вилсона и Грейс у него в офисе, уже зная, что между ними есть нечто личное, то можно заметить, что все сказанные фразы достаточно двусмысленны: «Ты сделал все, что мог. А я была хорошим бойцом. Пора признать поражение». Грейс имеет в виду свою жизнь, лечение и, возможно, отношения между ними. Он уверяет, что надо только подобрать правильное болеутоляющее, и просит: «Не ставь на нас крест». Он имеет в виду врачей? Или его и ее? Наверное, и то и другое…

• Хаус спит с книгой «Анатомия Грея», — неплохой намек на основную загадку серии.

• И снова канадская тематика: Вилсон упорно носит пуловер с символикой Университета Макгилла.

• В эпизоде упоминается кинокомедия «Дрянные девчонки», так Хаус реагирует на просьбу Вилсона вернуть ему DVD-проигрыватель: «В конце концов, хватит уже жать на паузу, когда Линдсей Лохан берет приз по правописанию. И что такого в девчонках, пишущих без ошибок?» Вилсон поправляет его: «Там конкурс по математике». На что Хаус немедленно реагирует: «А что такого в девчонках, умеющих считать?».

В чем дело, док?

• Домашняя радиация не оказывает влияния на рост опухолей.