Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.

Уортингтон Витредж (1820–1910) Амфитеатр Тускулум и Альбанские горы, Рим 1860. Холст, масло. 61x101,6.

Уортингтон Витредж начал получать серьезное художественное образование в зрелом возрасте, в 29 лет, переехал из Америки в Германию и поступил в Академию искусств Дюссельдорфа. На первых этапах карьеры он славился портретами, ему не раз позировал Джордж Вашингтон. В Европе мастер прожил более десяти лет, а когда в 1859 вернулся на родину, то основательно увлекся пейзажами. Он присоединился к знаменитой Школе реки Гудзон и стал писать панорамные виды, характерные для этого направления.

Витредж привнес много нового в уже традиционный жанр. Проникшись почтением к античности, в своих полотнах он гармонически сочетал изображение природы и древнеримских руин. Наглядно такой прием демонстрируется на картине «Амфитеатр Тускулум и Альбанские горы, Рим». Здесь в качестве меланхолического мотива мастер вводит сопоставление обыденной жизни и развалин, напоминающих о давно ушедшей эпохе. Художник в ярком свете дня показал руины амфитеатра, где утомленный пастух прикорнул на ступенях, а овцы и козы пасутся там, где раньше происходили кровавые бои гладиаторов. Чуть дальше, в тени от облака, спрятались соломенная хижина героя и нищие дворы. Разруха и бедность поразили американского зрителя так же мощно, как и остатки римского театра.

Витредж выразил глубоко личное отношение к изображаемому мотиву, он стремился передать тоску по утраченному великолепию и показать социальную сторону современности: то, как беспечно люди относятся к своему прошлому и как скудна их собственная жизнь.

Уортингтон Витредж (1820–1910) Амфитеатр Тускулум и Альбанские горы, Рим 1860. Холст, масло. 61x101,6. Живопись второй половины XIX века. Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.