Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.

Джеймс Гамильтон (1819–1878) Горящая нефтяная скважина ночью, недалеко от Роузвилла, Пенсильвания. Около 1861. Картон, масло. 55,9x40,9.

Роузвилл входил в число самых известных нефтяных полей в Пенсильвании. С 1859 и до окончания Гражданской войны множество инвесторов и спекулянтов съехались в близлежащие к местам добычи населенные пункты. В Роузвилле в 1860-х побывал промышленник Джон Д. Рокфеллер, он пытался установить здесь один из филиалов «Стандарт ойл компани» по добыче и продаже нефтепродуктов. Города вокруг скважин росли с пугающей быстротой, но столь же пугающими были пожары, уничтожавшие их.

Художника не интересовали точность в деталях, следование натуре и фиксация действительности, он старался передать игру световых эффектов во мраке ночи, а фигуры людей на первом плане даны в обобщенной манере и едва заметны. Техника, в которой написана картина, может показаться несколько примитивной, но этого и добивался автор, акцентируя внимание на ослепительном огненном фонтане. Он интерпретирует пожар как явление стихии, господствующей над человеком. Гамильтон подчеркивает безудержную динамику вырвавшегося из недр земли потока, усиливая экспрессию и яркость цветовых вспышек.

Джеймс Гамильтон (1819–1878) Горящая нефтяная скважина ночью, недалеко от Роузвилла, Пенсильвания. Около 1861. Картон, масло. 55,9x40,9. Живопись второй половины XIX века. Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.