Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.

Чайльд Гассам (1859–1935) Южные рифы, Аппледор 1913. Холст, масло. 87x91,6.

Чайльд Гассам начал свою карьеру как гравер и рисовальщик, а также зарекомендовал себя во время золотого века американской иллюстрации 1880-1890-х как блестящий мастер. Художник считается прогрессивной фигурой импрессионизма Америки, но сам не раз отрекался от этого штампа, презирая творчество Клода Моне. Импрессионизм Гассама включает в себя нечто большее, чем погоня за приятными глазу композициями и вкус к яркому свету и цвету. За одухотворенное содержание полотен и динамичную технику мазка его прозвали американским Сислеем, перенесшим легкую и элегантную манеру французского письма на культурный фундамент свободной Америки.

Хотя художник никогда не считал себя импрессионистом, после поездки в Европу в 1883 стали очевидны заимствования ясной палитры, приемов разложения тона и передачи световоздушной среды.

В начале XX века Гассам писал виды острова Аппледор у побережья штата Мэн. Произведение «Южные рифы, Аппледор» — одна из таких работ. По словам автора, скалы и море являются чуть ли не единственными объектами, никогда не меняющимися. Ему удалось передать великолепие пейзажа, атмосферу безмятежной неги, царящую на острове, и счастливый момент. Красиво одетая женщина, в закрывающей лицо от солнца широкополой шляпе задумчиво опустила голову вниз. Она будто поглощена песней кулика, загадочной птицы этого острова.

Искусство Гассама вышло далеко за пределы импрессионизма. Человеческий образ и жизнь на его полотнах утрачивают привычное художественное значение и становятся символами и намеками на некие иные реальности. Бессобытийность и созерцательность картины наталкивают зрителя на философские размышления, что приближает творчество мастера к символизму.

Чайльд Гассам (1859–1935) Южные рифы, Аппледор 1913. Холст, масло. 87x91,6. Живопись XX века. Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.