Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.

Гомер Додж Мартин (1836–1897) Железный Рудник, Порт Генри, Нью-Йорк 1862. Холст, масло. 76,5x127.

Живопись Гомера Доджа Мартина тесно связана со Школой реки Гудзон, о чем могут сказать его впечатляющие пейзажи, написанные с топографической точностью. При этом мастер отказывается от передачи эмоциональной атмосферы, делая акцент на педантичном воспроизведении действительности.

Американские художники начали обращаться к горному пейзажу уже в середине XIX века, того требовало время: строились новые железные дороги, шахты, разрабатывались нефтяные месторождения. При первом взгляде на картину «Железный Рудник, Порт Генри, Нью-Йорк» можно отметить замкнутый характер композиции, а путь к свободному восприятию произведения преграждает высокая скала, которая выглядит как кровоточащая рана, по ней отходы потоками стекают в воду. Руду уже погрузили на баржу. Неподалеку находятся доменные печи Государственной железорудной компании, поставлявшей материал для стальных магистралей Америки.

Написанный в годы Гражданской войны, холст Мартина был призван утверждать господство северных земель, чья сила заключалась в природных ресурсах и производстве. Для усиления нужного эффекта мастер у подножия горы поместил маленький домик, несоизмеримый с грандиозными масштабами природного ландшафта. В этом можно увидеть основные признаки его стиля: желание и умение изображать монументальные, трудно охватываемые взглядом, объемные композиции и пространства.

Четкое разграничение планов, строгость и детальность рисунка, плотная, пастозная манера живописи придают местности особенную материальность. Это говорит о стремлении автора картины к максимальной объективности, вместе с которой утрачивается очарование легкой кисти. Можно сказать, что Мартин сделал решительный шаг к фотографической эстетике зрительного документализма.

Гомер Додж Мартин (1836–1897) Железный Рудник, Порт Генри, Нью-Йорк 1862. Холст, масло. 76,5x127. Живопись второй половины XIX века. Смитсоновский музей американского искусства Вашингтон.