Советская сатирическая печать 1917-1963.
КРАСНЫЙ ДЬЯВОЛ.
Первый советский сатирический журнал, издававшийся в Петрограде в 1918–1919 гг. Постоянный подзаголовок — «Еженедельный рабочий журнал юмора и сатиры». Выпускался издательством «Красный дьявол». Печатался на 8—16 стр., с одноцветными и красочными иллюстрациями. Вышло 11 номеров. Редактор — Л. Г. Бродаты.
Идея создания журнала родилась в кругу правдистов, к числу которых принадлежал и художник Л. Г. Бродаты — автор первых карикатур на страницах «Правды» послеоктябрьского периода. Непосредственной подготовкой к выпуску журнала вместе с Бродаты занимался В. Князев, агитационная поэзия которого пользовалась большой популярностью у революционно настроенных масс. Ближайшее участие в выпуске первенца пролетарской сатирической журналистики приняли известные пролетарские поэты-правдисты Д. Бедный, И. Логинов, И. Ионов, А. Соловьев (Нелюдим), а также старые сатирики, пришедшие в советскую прессу после победы Октябрьской революции (О. Л. д'Ор (О. Л. Оршер), Д. Н. Тигер (Доль, Красное жало), И. Гайдукевич (И. Ван-Гайд) и др.). Большое внимание выходу «Красного дьявола» уделяла «Правда», неоднократно извещавшая читателей и о предстоящем выпуске журнала, и о непредвиденной задержке первого номера «вследствие технических затруднений» и, наконец, о том. что 9 февраля 1918 г. «Красный дьявол» вышел в свет и поступил в продажу.
Задача нового журнала была сформулирована в редакционном сообщении: «1. Журнал служит исключительно рабочему классу, являясь орудием его борьбы с врагами пролетариата. 2. Освещает в юмористическо-сатирической форме все вопросы дня, волнующие трудовые массы, путем карикатур, стихотворений, рассказов, фельетонов и проч…» Программный характер носило и стихотворение И. Гайдукевича «Добро пожаловать».
В остроумных, политически острых карикатурах Бродаты, в сатирических стихах, сценках, диалогах, частушках, райке, репликах и каламбурах сатирики журнала высмеивали многочисленных врагов молодой Советской республики, иронизировали над Учредительным собранием, над последним «самодержцем всея Руси» Александром IV — Керенским. Разоблачались меньшевики-оборонцы, правые эсеры, клеветники из лагеря так называемой «честной демократии». Особое место в первом номере отводилось показу истинного лица кадетов и украинских националистов, делавших ставку на контрреволюционный мятеж Каледина. В отдельных произведениях разоблачались саботажники, спекулянты. Едко иронизировал журнал и по адресу народной власти, которая проявляла излишнюю терпимость к реакционерам и врагам республики.
Затрагивались вопросы международной политики. В карикатурах Бродаты, в произведениях других авторов вскрывалась империалистическая сущность военных обязательств царизма по отношению к своим «союзникам», отстаивалась идея выхода Советской республики из войны с Германией и т. п. Журнал показывал растущую мощь международного пролетариата.
Выпуская первый номер «Красного дьявола», редакция рассчитывала сделать его еженедельным изданием, однако по техническим причинам уже следующий номер вышел лишь в середине марта. Журнал становится фактически ежемесячным изданием, что в значительной степени снижало его оперативность в отражении злободневных событий. Сознавая этот недостаток, редакция начинает практиковать выпуск тематических номеров, каждый из которых наносит целенаправленный сатирический удар по тем силам, которые мешают решению насущных задач революции. Так, например, второй номер был направлен против буржуазной интеллигенции, враждебно настроенной против мероприятий Советской власти. В. Князев и другие сатирики обрушиваются на клеветников и злопыхателей из лагеря буржуазной прессы, развенчивают «панельных патриотов», мечтавших об «освобождении» России от ненавистной народной власти с помощью кайзеровских штыков. Тематическим был и первомайский номер, выдержанный в духе пролетарского интернационализма. Борьбе с поповщиной во всех ее проявлениях был посвящен специальный «поповский» выпуск журнала. Редакции удалось найти очень простую, доходчивую форму подачи материала, что позволило партийным организациям широко использовать его в работе по политическому воспитанию народа. Следующий тематический номер имел подзаголовок «Около хлеба». Он целиком был посвящен хлебной проблеме, остро вставшей перед страной осенью 1918 г. Бесчинства белогвардейцев и иностранных оккупантов журнал показывал в тематическом номере «Там, где нас нет». Некоторые другие номера посвящены политическому воспитанию крестьянства. В дружеских тонах, незлобиво осмеивались вера некоторых крестьян в «доброго царя», недавняя покорность властям, темнота, невежество и т. п. В сатирических сказочках, раешнике, частушках, баснях подчеркивался в то же время рост политического самосознания крестьянства.
Журнал призывал массы с оружием в руках подниматься на защиту республики, всячески помогать народной власти бороться с разрухой и голодом. Выпуском подобных номеров редакция в какой-то мере компенсировала недостаточную оперативность своей сатиры.
Журнал разговаривал с читателями на понятном им языке. «Когда вы смеетесь, плачет буржуазия» — с этим лозунгом обращается он к массам, призывая не только читать и распространять журнал, по и писать в него, умело орудовать «пролетарской метлой», выметая бюрократов, саботажников, буржуазных приспособленцев, пробравшихся с вредительскими или корыстными целями в советские учреждения, со всевозможными ворами, жуликами, спекулянтами. Поэты журнала приветствовали победы Красной Армии в борьбе с белогвардейцами и интервентами, достижения в мирном строительстве новой жизни, прославляли грядущую мировую революцию. Насмешки по адресу битых белогвардейских генералов и атаманов проникнуты чувством революционного патриотизма и гордости за народную Красную Армию, пядь за пядью освобождающую советскую землю от врагов. Такой же гордостью дышат произведения, в которых показываются успехи мирового пролетариата в борьбе с капиталом. Восторженно приветствует журнал революцию в Германии, с сочувствием комментирует ход борьбы за независимость Ирландии.
Редакция требовательно относилась к отбору материала, решительно отметая политически индифферентные, аполитичные произведения. Помимо высокой идейности она требовала от авторов высокой художественности. В то же время редакция часто обращалась с призывами к рабочим, крестьянам и красноармейцам писать в свой журнал.
В постоянных отделах «Ответы редакции» и «Редакционная корзина», которые служили для переписки с читателями и авторами, терпеливо разъяснялись политические и эстетические задачи издания. «Строгость наша, — писала редакция, — объясняется исключительно тем, что мы стремимся дать пролетариату действительное искусство, а не пичкать его всякой дрянью». Художественный уровень некоторых литературных произведений снижается лишь в последних номерах, когда из журнала один за другим уходят наиболее талантливые сатирики и поэты — уходят на фронты гражданской войны в центральные и фронтовые органы печати.
В условиях бумажного голода, отсутствия удовлетворительной полиграфической базы выпуск каждого очередного номера «Красного дьявола».
Был сопряжен с колоссальными усилиями редактора и двух-трех его помощников-энтузиастов. Эти трудности усугублялись тем, что в условиях гражданской войны практически невозможно было опереться на сколько-нибудь постоянный творческий актив. В зависимости от запаса бумаги, наличия имевшегося в портфеле редакции материала постоянно менялись объем журнала, его формат, даже шрифт. Юбилейный октябрьский номер удается выпустить лишь в декабре. Следующий номер печатается в одну краску, на оберточной бумаге. К участию в нем удается привлечь некоторых видных сатириков. Номер открывался «Басней для европейских детей» В. Маяковского. Здесь же печатаются политически острые фельетоны и стихи О. Л. д'Ора, Д. Н. Тигера и др. Однако все это не могло оживить издание. Только в мае 1919 г. удается выпустить № 11 «Красного дьявола», который стал и последним. Кроме упоминавшихся уже сатириков в журнале принимали участие литераторы М. Волянская, В. Кузнечевский, В. Орлов, Н. Тихомиров и др., художники К. Богуславский, В. Козлинский, А. Лебедев (Авель), С. Маклецов, С. Приселков и др. Произведения рабоче-крестьянских поэтов и сатириков публиковались без подписей или под незамысловатыми псевдонимами.