Кунстхалле Гамбург.

Мастер Франке (около 1380-активен до 1436) Алтарь Святого Фомы из церкви Святого Иоанна в Гамбурге. Воскресение Христово. Около 1424. Дерево, темпера, масло. 99x89.

Именно в манере интернациональной готики работал Мастер Франке, уроженец Нидерландов и преемник Бертрама в Гамбурге. О его жизни и творчестве сохранились лишь немногие документы. Мастер был доминиканским монахом (поэтому его имя не упомянуто ни в одном муниципальном списке), выходцем из Цутфена в Гелдре.

В Кунстхалле находится «Алтарь Святого Фомы», созданный для общества купцов, имевших торговые отношения с Англией. Налицо характерные черты интернациональной готики: красочные цвета, имитирующие блеск ювелирных изделий, золотой фон, вычурность деталей, жеманность застывших поз, вытянутые пропорции в изображении человеческих тел, тщательно проработанная «текучая» драпировка.

В средней картине на золотом фоне представлено «Распятие», от которого, к сожалению, дошел до нас только фрагмент. На сохранившихся внутренних створках, изнутри, на золотом фоне — «Бичевание», «Распятие», «Положение во гроб» и «Воскресение», а с наружной стороны и на внутренних сторонах наружных створок на красном фоне, усеянном золотыми звездами, в верхнем ряду — четыре события из жизни Девы Марии, а в нижнем — четыре сцены из жизни и кончины святого Фомы Кентерберийского, которому был посвящен алтарь.

В композиции «Воскресение Христово» (на правой внутренней створке, сцена вверху) Иисус со знаменем Воскресения выводит из ада души Адама, Евы и ветхозаветных праведников через сокрушенные им врата. Как и другие живописцы того времени, Мастер Франке изображает крышку саркофага в момент Воскресения сдвинутой. В этой композиции он выделяет размерами главное действующее лицо — Христа, пренебрегая перспективой. Худое бледное тело Спасителя окутано плащом. Воины, сраженные сном, сидят и лежат в неудобных позах, «нервный» контур их тел придает композиции напряженное движение, цвет еще более усиливает это впечатление. Кроваво-красный плащ Спасителя, вспышки золотого фона, противопоставленные темно-коричневым скалам, — все это создает впечатление взволнованности, доходящей до экзальтации.

Мастер Франке (около 1380-активен до 1436) Алтарь Святого Фомы из церкви Святого Иоанна в Гамбурге. Воскресение Христово. Около 1424. Дерево, темпера, масло. 99x89. Немецкая живопись XIV–XVI веков. Кунстхалле Гамбург.