Кунстхалле Гамбург.

Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912) Древний фестиваль (Праздник сбора винограда) 1870. Холст, масло. 77x177.

В среде художников многих стран зрело чувство разочарования в задачах и методах искусства, они мечтали о новом подходе к замыслу и возможностям материалов. Продолжали существовать различные направления, но появлялись и кардинально новые, которые стали фундаментом в формировании искусства XX века.

Лоуренс Альма-Тадема — английский живописец голландского происхождения. Он обучался в антверпенской Академии художеств у Йозефа Дикманса, Густава Вапперса и Яна Лейса. В 1860-е мастер совершил путешествие в Италию, и эта поездка изменила его жизнь. Он посетил руины древних римских городов — Помпей и Геркуланума. Очарованный утраченной цивилизацией, а особенно деталями повседневной жизни, художник начал плодотворное изучение древнего Рима. В 1870-х он переехал в Англию. Римская и в меньшей мере греческая археология, живопись и культура стали для него страстным увлечением на всю жизнь. В экзотическом доме Альма-Тадемы в Лондоне можно было воочию увидеть знаменитые бассейны с мраморными скамейками и колоннами, утварь и одеяния, известные по его картинам. Изображая бани, амфитеатры, атриумы домов, мастер писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном «древнеримском» доме. Он был фанатически увлечен археологически точным изображением той или иной среды. Живописной работе у него предшествовало научнодокументальное исследование.

Безмятежная красота таких картин, как «Древний фестиваль» (Праздник сбора винограда), создает у зрителя неповторимую атмосферу незримого присутствия. Изображено торжественное шествие, которое устраивалось во время праздника, посвященного Бахусу — богу, покровителю виноградников, виноделия и вина, и его жене — богине Либере, помогавшей виноградарям. Нарядную процессию возглавляет молодая женщина с факелом, за ней — музыканты с низкотонными флейтами и медными бубнами. В центре композиции художник помещает мраморный алтарь, украшенный рельефом, на нем — курящийся жертвенник. Далекий мир древних цивилизаций доскональным знанием истории художника-эрудита виртуозной кистью облечен в отточенную художественную форму. Все элементы архитектуры в картине вычерчены с математической точностью, а ряд деталей — цветочные гирлянды, венки из роз на головах девушек, огонь — написан в манере «а-ля прима» (живопись в один прием). Тонкой кистью, уточняя рисунок, очерчены контуры фигур, сообщающие им объем и скульптурность.

Завораживает мастерство Альма-Тадемы в компоновке сложной многофигурной композиции, точности масштабных соотношений. Колорит полотна, построенный на аккордах лиловых, изумрудно-зеленых тонов в сочетании с алым пурпуром и золотом, кажется драгоценной россыпью красок и рождает впечатление рафинированной роскоши.

Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912) Древний фестиваль (Праздник сбора винограда) 1870. Холст, масло. 77x177. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.