Кунстхалле Гамбург.

Поль Гоген (1848–1903) Купающиеся бретонские мальчики 1888. Холст, масло. 92x73.

Поль Гоген — французский художник, скульптор-керамист и график, наряду с Сезанном и Ван Гогом — крупнейший представитель постимпрессионизма. В начале 1870-х Гоген начал заниматься живописью как любитель. Ранний период его творчества (под влиянием Писсарро) связан с импрессионизмом. С 1880 мастер участвовал в выставках импрессионистов. В 1888 он жил в Понт-Авене (Бретань), где сблизился с группой художников, объединившихся в рамках так называемого цветного синтетизма, или клуазонизма (понтавенская школа), характерными чертами которого были обобщенные и упрощенные формы. Новые принципы живописи Гоген, придававший особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, пытался приложить к изображению природы и людей французской провинции. В эти годы он стал лидером данного направления. В своих произведениях художник старался по-новому использовать цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.

Стиль, в котором написана картина «Купающиеся бретонские мальчики», отчасти напоминает манеру импрессионистов. Очевидно особое внимание к солнечному свету, растворяющему все краски и объединяющему их в единую цветовую гармонию. Гоген использует раздельный мазок, дополнительные цвета, утонченные колористические нюансы, передающие вибрацию воздуха, но фигуры юношей исполнены в обобщенной, скупой манере, с чувством необычайной простоты и безыскусственности. Сложное композиционное построение работы, разделение ее на две части диагональной линией, противопоставление холодных красок на первом плане общему теплому тону заднего плана, особое внимание к рисунку, выделяющему контуры, взаимосвязь цвета и рисунка, цвета и линии — все говорит о появлении нового в творчестве художника.

Поль Гоген (1848–1903) Купающиеся бретонские мальчики 1888. Холст, масло. 92x73. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.