Кунстхалле Гамбург.

Адольф фон Менцель (1815–1905) Спящая сестра художника. Около 1848. Бумага, масло (переведено на холст). 46,8x60.

Немецкое искусство во второй половине XIX века развивалось в одном направлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск иных тем и путей их воплощения.

Крупнейшим творцом середины XIX столетия является берлинский живописец и график Адольф фон Менцель. Первой школой для него стала литографическая мастерская отца, позже юноша недолго обучался в рисовальных классах берлинской Академии. С шестнадцати лет, после смерти родителя, Менцель профессионально работал в области прикладной графики: создавал этикетки, пригласительные билеты, афиши, картинки для художественных сборников. На протяжении 1830-х он неустанно упражнялся в рисовании с натуры. К концу 1840-х Менцель зарекомендовал себя как жанрист и мастер исторической картины. Историческая живопись останется главной в его творчестве, но пейзажи, интерьеры и жанровые сцены с пристальным вниманием к натуре, интересом к свету и воздуху всегда особенно привлекали зрителя.

«Спящая сестра художника» — небольшое жанровое произведение, наполненное интимной интонацией. Молодая женщина, уснувшая на диване, изображена в повседневном платье. Верно пойманное выразительное движение тела охарактеризовано точным и крепким рисунком. Смешанные оттенки теплого коричневого цвета в контрасте с желтоватыми и розовыми светлыми акцентами передают атмосферу слегка затемненной комнаты.

Адольф фон Менцель (1815–1905) Спящая сестра художника. Около 1848. Бумага, масло (переведено на холст). 46,8x60. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.