Кунстхалле Гамбург.
Адольф фон Менцель (1815–1905) Спящая сестра художника. Около 1848. Бумага, масло (переведено на холст). 46,8x60.
Немецкое искусство во второй половине XIX века развивалось в одном направлении с другими европейскими школами: обогатившись в середине столетия новыми изобразительными средствами, художники, испытавшие разочарование как в реализме, так и в подражании старым мастерам, вели поиск иных тем и путей их воплощения.
Крупнейшим творцом середины XIX столетия является берлинский живописец и график Адольф фон Менцель. Первой школой для него стала литографическая мастерская отца, позже юноша недолго обучался в рисовальных классах берлинской Академии. С шестнадцати лет, после смерти родителя, Менцель профессионально работал в области прикладной графики: создавал этикетки, пригласительные билеты, афиши, картинки для художественных сборников. На протяжении 1830-х он неустанно упражнялся в рисовании с натуры. К концу 1840-х Менцель зарекомендовал себя как жанрист и мастер исторической картины. Историческая живопись останется главной в его творчестве, но пейзажи, интерьеры и жанровые сцены с пристальным вниманием к натуре, интересом к свету и воздуху всегда особенно привлекали зрителя.
«Спящая сестра художника» — небольшое жанровое произведение, наполненное интимной интонацией. Молодая женщина, уснувшая на диване, изображена в повседневном платье. Верно пойманное выразительное движение тела охарактеризовано точным и крепким рисунком. Смешанные оттенки теплого коричневого цвета в контрасте с желтоватыми и розовыми светлыми акцентами передают атмосферу слегка затемненной комнаты.