Кунстхалле Гамбург.

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) Сосновый лес с водопадом 1828. Холст, масло. 44,5x35.

Художественный стиль Каспара Давида Фридриха после 1820 начал трансформироваться, монохромная палитра стала приобретать яркость и многоцветность. В пейзаже «Сосновый лес с водопадом» кажущаяся верность природе обнаруживает несколько фантастический характер в неестественных соотношениях масштаба и водопада, гигантских валунов, зеленых деревьев и скал. Смелое оперирование большими цветовыми плоскостями, диссонансная световая партитура, путающие зрительный эффект отношения дальних и ближних планов — это художественный арсенал мастера. Величественные деревья вносят ноты таинственности. В темных, густых романтических лесах Фридриха всегда был духовный или почти религиозный подтекст. Так, вечнозеленое дерево, устремленное в небо, означало веру в Бога, водопад — символ встречи Неба и Земли. Образы художника многозначительны и величественны, они полны мистицизма. Прием сопоставления обозримого и безграничного, малого и большого служит вовлечению зрителя в пространство пейзажа.

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) Сосновый лес с водопадом 1828. Холст, масло. 44,5x35. Европейская живопись первой половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.