Кунстхалле Гамбург.

Макс Либерман (1847–1935) Двенадцатилетний Иисус в храме 1879. Холст, масло. 150,5x132.

Макс Либерман родился в Берлине, и его по праву можно назвать первым немецким импрессионистом. Именно он убедил директора музея Кунстхалле Альфреда Лихтварка начать собирать коллекцию французских импрессионистов. В 1899 живописец стал одним из основателей Берлинского сецессиона — организации художников, противопоставивших себя академическому официальному искусству. Он коллекционировал полотна Э. Мане и Э. Дега, написал ряд брошюр в защиту импрессионизма и по различным вопросам искусства. В последние годы Либерман являлся президентом берлинской Академии художеств.

Сегодня музей имеет внушительную коллекцию работ живописца, среди них — знаменитая картина «Двенадцатилетний Иисус в храме». Впервые она была представлена на Международной художественной выставке в Мюнхене и принесла 32-летнему художнику шумную, но весьма скандальную славу. Либерман изобразил известный библейский сюжет: юный Спаситель в храме отвечает на вопросы священников и старцев, поражая их своими знаниями и мудрым толкованием Священного Писания. Мастер представил Христа не в привычном каноническом образе, а в виде босоногого и лохматого уличного мальчишки, одетого несуразно. Работа вызвала невероятную волну возмущения по всей стране, и художник был вынужден переписать фигуру Иисуса. На этом полотне юный Спаситель — в сандалиях, аккуратной одежде, с длинными золотистыми волосами. Либерман стремился реалистично и без лишней сентиментальности показать библейское событие.

После скандала мастер отказался от мысли о карьере исторического живописца и увлекся пейзажами.

Макс Либерман (1847–1935) Двенадцатилетний Иисус в храме 1879. Холст, масло. 150,5x132. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург. Макс Либерман (1847–1935) Двенадцатилетний Иисус в храме 1879. Холст, масло. 150,5x132. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.