Кунстхалле Гамбург.
Европейская живопись XVIII века.
А. Видебант. Натюрморт с цветами. 1775.
Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) Христос в Гефсиманском саду. Около 1745–1750. Холст, масло. 79,4x88,5.
Джованни Баттиста Тьеполо — крупнейший живописец Италии XVIII века и последний великий мастер европейского барокко, в первую очередь монументалист и декоратор, автор больших фресковых ансамблей. Он писал станковые картины, портреты, делал рисунки и офорты.
Данная картина написана на евангельский сюжет, повествующий о последней молитве Иисуса в Гефсиманском саду, где, преданный Иудой, Он был взят под стражу. Во время молитвы Спаситель произнес: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). На картине Тьеполо воины застают Христа врасплох, он еще полулежит в молитве, а над Ним видение — ангел, протягивающий чашу. На переднем плане — трое учеников Христа, объятых сном, — Петр, Иаков и Иоанн. Справа факелами озарены входящие в Гефсиманский сад стражники, готовые схватить Иисуса.
Композиция построена на необычайно смелом контрасте сверхъестественного света, падающего с неба на Христа и ангела, и земного, скупого света факелов, принесенных стражниками. Яркий свет — одна из главных сил, действующих в живописи Тьеполо. Сияние, исходящее от ангела, наполняет черную ночь голубым мерцанием, а сам ангел с золотистыми крыльями превращается в цветок, распускающийся над головой Иисуса.
В картине великолепно передано пространство. Тьеполо не стремился к точности деталей и достоверному изображению события, ему важно создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Ликующая гармония светлых красок подчеркивается введением насыщенных алых, оранжевых, иссиня-черных тонов. Этот прием противопоставления легких нежных оттенков густым темным характерен для многих станковых произведений художника. Свободной, широкой, исполненной силы и темперамента живописной манерой автора сложные группы персонажей приведены в энергичное движение, контрасты форм и цвета создают впечатление неиссякающей динамики.
Даниил Ходовецкий (1726–1801) Общество за столом. Около 1760. Холст, масло. 23,8x18,8.
Даниил Ходовецкий, поляк по происхождению, родился в Гданьске (Данциге) в семье хлеботорговца. После смерти отца в 1743 он переехал в Берлин. Этот мастер был самоучкой, хотя его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии реалистической традиции в немецком искусстве. В первую очередь Ходовецкий являлся талантливым и плодовитым графиком, одним из лучших мастеров книги XVIII века. Во многих гравюрах он запечатлевал повседневный быт жителей Берлина, где с 1797 длительное время был директором Академии художеств.
В жанровой картине «Общество за столом» с долей сентиментальности показана сцена мещанского быта — семья, собравшаяся у круглого стола в уютной комнате. С большой теплотой переданы мирная атмосфера, дружеские связи, объединяющие всех героев. Сцена написана не без некоторой манерности, нарушены пропорции — слишком маленькие головы у персонажей, но есть попытка выявить индивидуальные черты каждого. Ходовецкий следовал природе и жизни, воплощая их остро и правдиво. В изображении простого повседневного бытия ему удавалось передать чувствительность и сентиментальность настроений, преобладавших в искусстве того времени.
Иоганн Генрих Фюсли (1741–1825) Сотворение Евы 1793. Холст, масло. 307x207.
Иоганн Генрих Фюсли — швейцарский и английский художник, график, писатель, историк и теоретик искусства. Он родился в семье живописца, историка искусства, автора пятитомной «Истории лучших художников Швейцарии». С ранних лет Фюсли занимался рисованием, не пройдя, однако, систематической школы и не думая стать живописцем. Его внимание привлекла коллекция графики швейцарских маньеристов XVI века, собранная отцом в процессе работы над книгой о национальном искусстве. Фантастические сюжеты, страстное напряжение, доходящее до гротеска, эротика и сатира маньеристов перешли в создаваемые им картины, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие порывы человека и трагические коллизии его страстей.
Произведения Фюсли сочетают идеализацию в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой и изощренным гротеском, пример — «Сотворение Евы». Еще в 1770 живописец отправился в Рим изучать античность. Классика произвела на него неизгладимое впечатление, а из всех мастеров Возрождения больше всех повлиял на Фюсли Микеланджело. Художник изображает момент после Сотворения. Образ микеланжеловского величественного Бога-Создателя переработан — Творец напоминает скульптуру с неестественными, огромными невидящими глазами, которые сияют напряженным светом и поглощены созерцанием видений мира иного. Напряженно вытянутое тело Евы и фигура лежащего Адама являются из глубины мрака, Фюсли намеренно создал сильный контраст между светом и тенью. Оставаясь в рамках академической живописной системы, мастер прибегал к экспрессивной деформации фигур, световым эффектам, усиливая до предела эмоциональную остроту самого сюжета. Рождалось пространство аскетичное, сумрачное по краскам, лишенное занимательных подробностей жизни, построенное из отношений темно-коричневой тьмы и серебристого света, похожее на мир снов.