Кунстхалле Гамбург.

Вильгельм Мария Хубертус Лейбль (1844–1900) Три женщины в церкви 1878–1881. Дерево, масло. 113x77.

Вильгельм Мария Хубертус Лейбль — выдающийся представитель немецкого реализма. Он учился в Мюнхенской академии художеств у Карла Теодора фон Пилоти, затем жил в Париже, где испытал сильное влияние живописи Густава Курбе. Лейбль начинал как портретист, в его произведениях данного жанра чувствуется внимание к творчеству старых мастеров и веяниям импрессионизма. Вернувшись из французской столицы в 1870-х, художник работал в деревнях Верхней Баварии, писал бытовые сцены в интерьерах и пейзаже, портреты. Герои Лейбля — баварцы — изображены в домах, церкви, трактире.

Интерес к жизни обычных людей, проблеме световоздушной среды и пространства привел мастера к созданию картин, подобных представленной. Художник без социальной заостренности, правдиво написал баварских женщин. Он показал три возраста: слева на фоне стены — резкий профиль пожилой женщины, мастер отметил обострившиеся от тяжелого труда черты лица. Старуха в центре склонилась над Библией, Лейбль тщательно выписал скорбные носогубные морщины на ее лице. Образы решаются крупными тональными обобщенными пятнами с углубленно прочувствованной моделировкой старых, сморщенных рук и лиц. В контрасте к этим двум коленопреклоненным персонажам в черных платках дан третий — сидящая справа молодая женщина в традиционном баварском наряде — красиво вышитой накидке, клетчатом платье и белом крестьянском переднике. Величественные, спокойные фигуры монументальны и статичны, художник старался зафиксировать самое характерное в облике моделей. Серебристая тональная живопись напоминает произведения старых мастеров.

Вильгельм Мария Хубертус Лейбль (1844–1900) Три женщины в церкви 1878–1881. Дерево, масло. 113x77. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.