Кунстхалле Гамбург.

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) Странник над морем тумана. Около 1818. Холст, масло. 98,4x74,8.

Каспар Давид Фридрих родился в Грейфсвальде, маленьком портовом городке на побережье Балтики. Его отец, Адольф Фридрих, владел мастерской, изготовлявшей мыло и свечи, но семья жила очень скромно. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами, и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма.

В юности живописец сначала потерял мать, а затем двух сестер и брата. В контексте эстетики предромантизма, к которой он тяготел, особенно актуализируются «кладбищенские» мотивы, философские размышления о жизни и смерти.

В 1794 Фридрих поступил в копенгагенскую Академию художеств, считавшуюся одним из лучших учебных заведений во всей Северной Европе, в 1801 познакомился с Филиппом Отто Рунге, чьи идеи оказали решающее влияние на формирование его живописной манеры.

Природа стала ключевым понятием философии немецкого романтизма. Фридрих пропускал ее образы через свое восприятие и преображал в картины. «Странник над морем тумана» — одно из самых знаменитых полотен мастера. На переднем плане, на вершине темного выступа крутой скалы, спиной к зрителю стоит мужчина в старонемецкой одежде с тростью, его волосы развевает ветер. Путник смотрит на горный пейзаж, покрытый туманом. Всепроникающий туман тянется бесконечно, в конце концов сливается с горизонтом и становится неотличим от облаков. Представленная фигура как бы аккумулирует ощущения зрителя. Каменистый путь, преодоленный персонажем, трактуется как дорога жизни. Взгляд мужчины направлен в пустынную бесконечную Вселенную. Перед ним открывается головокружительный вид, воспевающий величие природы. Как художник-романтик с пантеистическими воззрениями, Фридрих смотрел на природу как на нечто одухотворенное, несущее на себе печать замыслов Творца, распознать ее сакральный смысл и выразить его живописными средствами — такой была его главная задача.

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) Странник над морем тумана. Около 1818. Холст, масло. 98,4x74,8. Европейская живопись первой половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.