Кунстхалле Гамбург.

А. Видебант. Натюрморт с цветами. 1775.

А. Видебант. Натюрморт с цветами. 1775. Европейская живопись XVIII века. Кунстхалле Гамбург.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) Христос в Гефсиманском саду. Около 1745–1750. Холст, масло. 79,4x88,5.

Джованни Баттиста Тьеполо — крупнейший живописец Италии XVIII века и последний великий мастер европейского барокко, в первую очередь монументалист и декоратор, автор больших фресковых ансамблей. Он писал станковые картины, портреты, делал рисунки и офорты.

Данная картина написана на евангельский сюжет, повествующий о последней молитве Иисуса в Гефсиманском саду, где, преданный Иудой, Он был взят под стражу. Во время молитвы Спаситель произнес: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). На картине Тьеполо воины застают Христа врасплох, он еще полулежит в молитве, а над Ним видение — ангел, протягивающий чашу. На переднем плане — трое учеников Христа, объятых сном, — Петр, Иаков и Иоанн. Справа факелами озарены входящие в Гефсиманский сад стражники, готовые схватить Иисуса.

Композиция построена на необычайно смелом контрасте сверхъестественного света, падающего с неба на Христа и ангела, и земного, скупого света факелов, принесенных стражниками. Яркий свет — одна из главных сил, действующих в живописи Тьеполо. Сияние, исходящее от ангела, наполняет черную ночь голубым мерцанием, а сам ангел с золотистыми крыльями превращается в цветок, распускающийся над головой Иисуса.

В картине великолепно передано пространство. Тьеполо не стремился к точности деталей и достоверному изображению события, ему важно создание самой атмосферы действия, жизненность образа. Ликующая гармония светлых красок подчеркивается введением насыщенных алых, оранжевых, иссиня-черных тонов. Этот прием противопоставления легких нежных оттенков густым темным характерен для многих станковых произведений художника. Свободной, широкой, исполненной силы и темперамента живописной манерой автора сложные группы персонажей приведены в энергичное движение, контрасты форм и цвета создают впечатление неиссякающей динамики.

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) Христос в Гефсиманском саду. Около 1745–1750. Холст, масло. 79,4x88,5. Европейская живопись XVIII века. Кунстхалле Гамбург.

Даниил Ходовецкий (1726–1801) Общество за столом. Около 1760. Холст, масло. 23,8x18,8.

Даниил Ходовецкий, поляк по происхождению, родился в Гданьске (Данциге) в семье хлеботорговца. После смерти отца в 1743 он переехал в Берлин. Этот мастер был самоучкой, хотя его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии реалистической традиции в немецком искусстве. В первую очередь Ходовецкий являлся талантливым и плодовитым графиком, одним из лучших мастеров книги XVIII века. Во многих гравюрах он запечатлевал повседневный быт жителей Берлина, где с 1797 длительное время был директором Академии художеств.

В жанровой картине «Общество за столом» с долей сентиментальности показана сцена мещанского быта — семья, собравшаяся у круглого стола в уютной комнате. С большой теплотой переданы мирная атмосфера, дружеские связи, объединяющие всех героев. Сцена написана не без некоторой манерности, нарушены пропорции — слишком маленькие головы у персонажей, но есть попытка выявить индивидуальные черты каждого. Ходовецкий следовал природе и жизни, воплощая их остро и правдиво. В изображении простого повседневного бытия ему удавалось передать чувствительность и сентиментальность настроений, преобладавших в искусстве того времени.

Даниил Ходовецкий (1726–1801) Общество за столом. Около 1760. Холст, масло. 23,8x18,8. Европейская живопись XVIII века. Кунстхалле Гамбург.

Иоганн Генрих Фюсли (1741–1825) Сотворение Евы 1793. Холст, масло. 307x207.

Иоганн Генрих Фюсли — швейцарский и английский художник, график, писатель, историк и теоретик искусства. Он родился в семье живописца, историка искусства, автора пятитомной «Истории лучших художников Швейцарии». С ранних лет Фюсли занимался рисованием, не пройдя, однако, систематической школы и не думая стать живописцем. Его внимание привлекла коллекция графики швейцарских маньеристов XVI века, собранная отцом в процессе работы над книгой о национальном искусстве. Фантастические сюжеты, страстное напряжение, доходящее до гротеска, эротика и сатира маньеристов перешли в создаваемые им картины, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие порывы человека и трагические коллизии его страстей.

Произведения Фюсли сочетают идеализацию в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой и изощренным гротеском, пример — «Сотворение Евы». Еще в 1770 живописец отправился в Рим изучать античность. Классика произвела на него неизгладимое впечатление, а из всех мастеров Возрождения больше всех повлиял на Фюсли Микеланджело. Художник изображает момент после Сотворения. Образ микеланжеловского величественного Бога-Создателя переработан — Творец напоминает скульптуру с неестественными, огромными невидящими глазами, которые сияют напряженным светом и поглощены созерцанием видений мира иного. Напряженно вытянутое тело Евы и фигура лежащего Адама являются из глубины мрака, Фюсли намеренно создал сильный контраст между светом и тенью. Оставаясь в рамках академической живописной системы, мастер прибегал к экспрессивной деформации фигур, световым эффектам, усиливая до предела эмоциональную остроту самого сюжета. Рождалось пространство аскетичное, сумрачное по краскам, лишенное занимательных подробностей жизни, построенное из отношений темно-коричневой тьмы и серебристого света, похожее на мир снов.