Кунстхалле Гамбург.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Анна и Симеон в храме. Около 1627–1628. Холст, масло. 55,5x44.

Коллекция Старых мастеров музея Кунстхалле раскрывает разнообразные пути развития голландской живописи, это и исторические картины, и жанровые портреты, и пейзажи, и натюрморты и, конечно, работы Рембрандта — величайшего художника, творчество которого оказало влияние на все мировое изобразительное искусство.

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. По окончании латинской школы он поступил в городской университет, где пробыл недолго, решив стать художником. Рембрандт оказался в мастерской местного посредственного живописца Якопа ван Сваненбурга, через три года переехал в Амстердам, там проучился полгода у Питера Ластмана, самого популярного в то время голландского исторического художника. В 1625, вернувшись в Лейден, он организовал с Яном Ливенсом (тоже учеником Ластмана) собственную мастерскую.

Одной из жемчужин собрания и гордостью Кунстхалле является картина Рембрандта «Анна и Симеон в храме», относящаяся к его раннему творчеству. На ней изображены Богоматерь с Младенцем, Иосиф, Симеон и пророчица Анна, которая, согласно распространенной легенде, являлась наставницей Девы Марии, когда та пребывала в храме. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». И Симеон наконец повстречался с Ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса в храм. Сцена помещена внутрь здания. На переднем плане Иосиф и Богоматерь, которая только что передала Младенца на руки старцу. Ее вид и сочувственная реакция Анны говорят о том, что для Девы Марии этот миг не радостный, а скорбный.

В данном произведении, как и в других своих ранних картинах, художник поражает новой трактовкой библейских сюжетов, главное внимание устремлено на внутреннюю жизнь героев, их духовную взаимосвязь, очевидно глубокое переживание события.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Анна и Симеон в храме. Около 1627–1628. Холст, масло. 55,5x44. Голландская живопись XVII века. Кунстхалле Гамбург.

Рембрандт использует прием, который станет основным орудием его образного языка, — сильных контрастов света и тени, прием света во мгле. Его внезапными ударами живописец достигает впечатления исторической значительности происходящего. Свет выступает носителем этического начала, выразителем больших чувств и событий. Подчеркивая напряженное внимание Марии, выделяя светом фигуру старца Симеона с Младенцем, Рембрандт тем самым объединяет всех участников. Позднее мастер будет прибегать к методу сосредоточения света в решающем пункте события, погружая остальное в сумрак. Эта напряженная концентрация выразительных средств позволяла ему опустить многие второстепенные детали. Палитра Рембрандта в работе еще достаточно красочна и светла, наиболее освещенные части композиции выписаны более тщательно, чем остальные, трактованные широко и сочно. Персонажи выступают из локального фона, на котором отдельные архитектурные детали даны лишь намеком, обобщенно. Световые рефлексы от главной группы постепенно распространяются на остальные части картины и тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.

В дальнейшем повествовательно-живописный язык Рембрандта развился до языка чисто живописного, который нес в себе и бездну эмоций, и универсум идей. Поворот к раскрытию внутренней сущности человека и составлял основу творчества полотен мастера как нового этапа в эволюции национального искусства.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Анна и Симеон в храме. Около 1627–1628. Холст, масло. 55,5x44. Голландская живопись XVII века. Кунстхалле Гамбург.