Кунстхалле Гамбург.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Анна и Симеон в храме. Около 1627–1628. Холст, масло. 55,5x44.
Коллекция Старых мастеров музея Кунстхалле раскрывает разнообразные пути развития голландской живописи, это и исторические картины, и жанровые портреты, и пейзажи, и натюрморты и, конечно, работы Рембрандта — величайшего художника, творчество которого оказало влияние на все мировое изобразительное искусство.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в семье зажиточного мельника в Лейдене. По окончании латинской школы он поступил в городской университет, где пробыл недолго, решив стать художником. Рембрандт оказался в мастерской местного посредственного живописца Якопа ван Сваненбурга, через три года переехал в Амстердам, там проучился полгода у Питера Ластмана, самого популярного в то время голландского исторического художника. В 1625, вернувшись в Лейден, он организовал с Яном Ливенсом (тоже учеником Ластмана) собственную мастерскую.
Одной из жемчужин собрания и гордостью Кунстхалле является картина Рембрандта «Анна и Симеон в храме», относящаяся к его раннему творчеству. На ней изображены Богоматерь с Младенцем, Иосиф, Симеон и пророчица Анна, которая, согласно распространенной легенде, являлась наставницей Девы Марии, когда та пребывала в храме. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». И Симеон наконец повстречался с Ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса в храм. Сцена помещена внутрь здания. На переднем плане Иосиф и Богоматерь, которая только что передала Младенца на руки старцу. Ее вид и сочувственная реакция Анны говорят о том, что для Девы Марии этот миг не радостный, а скорбный.
В данном произведении, как и в других своих ранних картинах, художник поражает новой трактовкой библейских сюжетов, главное внимание устремлено на внутреннюю жизнь героев, их духовную взаимосвязь, очевидно глубокое переживание события.
Рембрандт использует прием, который станет основным орудием его образного языка, — сильных контрастов света и тени, прием света во мгле. Его внезапными ударами живописец достигает впечатления исторической значительности происходящего. Свет выступает носителем этического начала, выразителем больших чувств и событий. Подчеркивая напряженное внимание Марии, выделяя светом фигуру старца Симеона с Младенцем, Рембрандт тем самым объединяет всех участников. Позднее мастер будет прибегать к методу сосредоточения света в решающем пункте события, погружая остальное в сумрак. Эта напряженная концентрация выразительных средств позволяла ему опустить многие второстепенные детали. Палитра Рембрандта в работе еще достаточно красочна и светла, наиболее освещенные части композиции выписаны более тщательно, чем остальные, трактованные широко и сочно. Персонажи выступают из локального фона, на котором отдельные архитектурные детали даны лишь намеком, обобщенно. Световые рефлексы от главной группы постепенно распространяются на остальные части картины и тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
В дальнейшем повествовательно-живописный язык Рембрандта развился до языка чисто живописного, который нес в себе и бездну эмоций, и универсум идей. Поворот к раскрытию внутренней сущности человека и составлял основу творчества полотен мастера как нового этапа в эволюции национального искусства.