Кунстхалле Гамбург.

Эдуард Мане (1832–1883) Нана 1 877. Холст, масло. 150x116.

Эдуард Мане — французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму. Характер его творчества во многом определялся опытом предшественников — великих испанцев Веласкеса и Гойи, знаменитого голландца Халса, французов Домье и Курбе, а также стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство.

Картина «Нана» вызвала скандал и была отвергнута жюри Салона в 1877. Сюжет прост: полураздетая кокотка в корсете из голубого атласа и белой муслиновой сорочке, выгибая талию, подкрашивает личико, справа, в некотором отдалении, ее ожидает, сидя на канапе, некий господин в вечернем костюме, цилиндре, с тростью в руке. Все еще работая над этим холстом (он будет закончен только к январю 1877), Мане прочитал в печатающемся «с продолжением» произведении Эмиля Золя «Западня» историю девицы легкого поведения по имени Нана. Действие романа начинается в 1867, когда героиня готовится к театральному дебюту. Раньше чем это сделал писатель, Мане показал Нану взрослой. Для картины позировала актриса Генриетта Озер. В устремленном прямо на зрителя взгляде женщины есть и дерзкая непосредственность, и мечтательность. Модель прекрасна во всей неповторимости облика и манере поведения. Пошлая обстановка интерьера, вульгарная одежда контрастируют с ее свежим и милым лицом.

Фигура в человеческий рост запечатлена быстрыми решительными мазками, она поражает совершенной гармонией линий. Матовые жемчужные, сизые, пепельные и золотистые оттенки составляют основу колорита Мане. В картине виртуозно сочетаются свобода кисти и сила общего впечатления.

Эдуард Мане (1832–1883) Нана 1 877. Холст, масло. 150x116. Европейская живопись второй половины XIX века. Кунстхалле Гамбург.