Кунстхалле Гамбург.

Иоганн Генрих Фюсли (1741–1825) Сотворение Евы 1793. Холст, масло. 307x207.

Иоганн Генрих Фюсли — швейцарский и английский художник, график, писатель, историк и теоретик искусства. Он родился в семье живописца, историка искусства, автора пятитомной «Истории лучших художников Швейцарии». С ранних лет Фюсли занимался рисованием, не пройдя, однако, систематической школы и не думая стать живописцем. Его внимание привлекла коллекция графики швейцарских маньеристов XVI века, собранная отцом в процессе работы над книгой о национальном искусстве. Фантастические сюжеты, страстное напряжение, доходящее до гротеска, эротика и сатира маньеристов перешли в создаваемые им картины, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие порывы человека и трагические коллизии его страстей.

Произведения Фюсли сочетают идеализацию в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой и изощренным гротеском, пример — «Сотворение Евы». Еще в 1770 живописец отправился в Рим изучать античность. Классика произвела на него неизгладимое впечатление, а из всех мастеров Возрождения больше всех повлиял на Фюсли Микеланджело. Художник изображает момент после Сотворения. Образ микеланжеловского величественного Бога-Создателя переработан — Творец напоминает скульптуру с неестественными, огромными невидящими глазами, которые сияют напряженным светом и поглощены созерцанием видений мира иного. Напряженно вытянутое тело Евы и фигура лежащего Адама являются из глубины мрака, Фюсли намеренно создал сильный контраст между светом и тенью. Оставаясь в рамках академической живописной системы, мастер прибегал к экспрессивной деформации фигур, световым эффектам, усиливая до предела эмоциональную остроту самого сюжета. Рождалось пространство аскетичное, сумрачное по краскам, лишенное занимательных подробностей жизни, построенное из отношений темно-коричневой тьмы и серебристого света, похожее на мир снов.