Национальная галерея Австралии.

Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века.

Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Джеймс Глисон. Испания. 1951.

Джеймс Глисон. Испания. 1951. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Рассел Драйздер (1912–1981) Страусы эму в пейзаже 1950. Холст, масло. 101,6x127.

Джордж Рассел Драйздер родился в Великобритании, в графстве Суссекс, в семье состоятельного помещика. В 11 лет мальчик с родственниками эмигрировал в Австралию, там пошел в школу при англиканской церкви. Она оказалась единственным учебным заведением, которое он окончил. В 17 лет доктора обнаружили у юноши отслоение сетчатки левого глаза и порекомендовали определенную технику для поддержания правого, иначе молодой человек мог ослепнуть. В эту тренировку входили уроки черчения, перспективы, создание трехмерных форм. Занятия рисованием определили всю его дальнейшую жизнь.

Поначалу будущий живописец помогал родственникам в семейном бизнесе, но потом ему пришлось лечь в больницу на операцию. После хирург, который сам страстно увлекался фотографией, посоветовал Драйздеру брать уроки у одного из профессиональных художников. Все это привело к тому, что молодой человек решил стать иллюстратором книг. Позже он познакомился со своим дилером и будущей женой, которая тоже серьезно занималась рисованием. Вскоре Драйздер был признан одним из самых выдающихся модернистских художников Австралии.

Данная картина выполнена в модернистском ключе. Австралийские птицы спокойно идут через пустыню, заваленную мусором. Торчащие железные прутья, на которых висят остатки самолетной обшивки или какого-то жилища, создают своеобразный ритм, рождающий удивительную ирреальность происходящего. Совершенно непонятно, где это находится: в пустыне или в выдуманном пространстве, олицетворяющем губительную деятельность человека по отношению к природе.

Рассел Драйздер (1912–1981) Страусы эму в пейзаже 1950. Холст, масло. 101,6x127. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Пэдди Джуперрерла Нельсон (1919–1999). Пэдди Джейпэлджарри Симс (1917–2010), Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер (1919–1990) Дремлющая звезда 1985. Холст, синтетические полимерные краски. 372x171,4.

Пэдди Джуперрерла Нельсон, Пэдди Джейпэлджарри Симс и Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер — австралийские аборигены варлпири. Все трое занимались живописью и являлись лидерами движения Искусства аборигенов.

Пэдди Джуперрерла Нельсон — самый известный из троих художников — родом из колонии Яндему. Ее мастера первыми стали работать с акриловыми красками. Пэдди Джейпэлджарри Симс — председатель совета художников колонии Ворлакарланга. Он был хранителем традиций искусства аборигенов, а также учителем всех молодых людей варлпири. Его работы имеют характерные стиль и цветовую палитру. Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер — один из мастеров-аборигенов, чьи творения всегда интересно окрашены и насыщены символами. Художники колонии Ворлакарланга обычно используют диапазон «горячих» цветов — синий «электрик», оранжевый «мандарин», ярко-желтый и другие. Как они утверждают, Ворлакарланга переводится как «место для огня», поэтому в палитре также бурные цвета. Это наблюдается и в работе «Дремлющая звезда», она относится к традиционной церемонии огня, которому поклоняются варлпири, и ее создание происходило в момент, когда определенные созвездия исчезают на восходе солнца и словно переносятся в картину.

Искусство аборигенов варлпири является национальным достоянием Австралии.

Пэдди Джуперрерла Нельсон (1919–1999). Пэдди Джейпэлджарри Симс (1917–2010), Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер (1919–1990) Дремлющая звезда 1985. Холст, синтетические полимерные краски. 372x171,4. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Робин Нганжмирра (1951–1991) Likanaya 1989. Кора эвкалипта, натуральные земляные пигменты.191x81.

Робин Нганжмирра — художник из племени аборигенов канвинжка. В их мифологии существуют предания о духах с женскими телами, распущенными волосами и рыбьими хвостами. Их аборигены называли Явкявк, или Нгал-Канбарриями, что в переводе означает «молодая девушка с рыбьим хвостом». Считается, что живут эти существа глубоко в пресных водах и они связаны с сезоном муссонных дождей и родовыми силами племени.

Нганжмирра изобразил мифический сюжет, известный среди людей клана джалама. Легенда повествует о двух сестрах, которых преследовал один богатый и влиятельный, но нелюбимый ими мужчина. Чтобы избежать его посягательств, девушки нырнули в водопад Малвон и превратились в Явкявк.

Живописец использовал зигзагообразные узоры и мелкую штриховку, чтобы добиться поразительного эффекта ряби на телах самого существа, рыб и водорослях. Нганжмирра так же решил и перспективу, благодаря которой все изображенные фигуры словно колеблются чуть ниже поверхности воды.

Картины коренных народов Австралии и Океании имеют большое художественное значение для истории и культуры этого континента.

Робин Нганжмирра (1951–1991) Likanaya 1989. Кора эвкалипта, натуральные земляные пигменты.191x81. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Лин Онас (1948–1996) Рождение щенков 1989. Стекловолокно, краски. 35x83x67.

Лин Онас (Уильям Маклинток Онас) родился в Австралии, в Мельбурне, в семье шотландки и аборигена из племени Йорта. Его отец был бизнесменом и видным политическим деятелем, ратовавшим за улучшение условий жизни коренного населения. Благодаря ему аборигены получили право избирательного голоса и, наконец, были признаны гражданами своей страны.

Онас, увлекавшийся с детства рисованием, будучи подростком, подрабатывал механиком в автомастерских. После смерти отца он унаследовал туристический бизнес, здесь ему пригодились врожденные способности. Поначалу произведения молодого человека были просто сувенирами для путешественников, но вскоре он стал успешным художником и изготовителем различных печатных изданий. В 46 лет за одну из картин Онас получил приз Канберрского национального наследия аборигенов.

В работе мастера прослеживаются символы, присущие художественной культуре разных австралийских племен, а также элементы различных стилей европейской живописи, включая модерн и сюрреализм. Техника Онаса насыщена перекрестной штриховкой и является результатом его обучения в общине аборигенов Манингрида. Живописец создавал не только картины, но и скульптуры, а также произведения декоративно-прикладного искусства.

«Рождение щенков» — это небольшая скульптурная группа из стеклопластика. Мастер представил знаменитую австралийскую собаку динго с играющими щенками. Благодаря удачно подобранной пластике животных композиция выглядит оживленной и трогательной.

Художник создал уникальный образ, разукрасив тела и лапы псов полосами красного, черного и охристого цвета. Моделью Онасу служила его собственная собака динго по кличке Мирригарн. Изображения собак — своего рода символы коренного населения страны, тоже обладающего инстинктами выживания и достоинством. Творчество коренного населения Австралии являет собой уникальную культуру, в ней как в зеркале отражаются жизнь и судьба народа, оказавшегося три века назад в колониальной зависимости, но не потерявшего своей аутентичности.

Лин Онас (1948–1996) Рождение щенков 1989. Стекловолокно, краски. 35x83x67. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Джули Доулинг (род. 1969) Вэлайер 2006. Холст, синтетические полимерные краски и натуральные земляные пигменты. 200x150.

Происхождение Джули Доулинг и ее сестры-близнеца Кэрол связано с сексуальным насилием матери — австралийской аборигенки. Их отец, возможно, был европейцем. С раннего детства жизнь будущей художницы носила драматичный оттенок, у семьи часто не хватало средств для выживания. Джули, чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, рисовала. В 20 лет она получила диплом Школы изящных искусств Клермонт и степень бакалавра изобразительных искусств в одном из университетов Австралии.

В настоящее время Доулинг работает в стиле реализм, а также использует художественные традиции европейского портрета, христианской иконы и даже мексиканской настенной живописи, она очень востребована. Также мастер занимается этнографией и исследует факты несправедливого отношения колонистов к коренному населению.

Данная картина является своего рода иллюстрацией истории страны. Вэлайер родилась в начале XIX века в племени аборигенов Тасмании. В подростковом возрасте ее похитили мужчины из другого племени и использовали как сексуальную рабыню. Девушка сумела убежать и стать знаменитой воительницей-амазонкой, которая вместе с соратниками нападала на агрессивные народы и колонизаторов, вторгшихся в исконные земли аборигенов.

Джули Доулинг (род. 1969) Вэлайер 2006. Холст, синтетические полимерные краски и натуральные земляные пигменты. 200x150. Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века. Национальная галерея Австралии.

Кристофер Пиз (род. 1969) Корова с разрисованным телом 2007. Мешковина, сок цветка ксанторреи и натуральные земляные пигменты. 180x300.

Кристофер Пиз родился в городе Перт и принадлежит к племени пинэнг, которое относится к нионгарским аборигенам, живущим на южном побережье Западной Австралии. Однако среди предков художника были и французские колонисты, что отложило отпечаток не только на его внешности, но и характере. С юных лет Пиз пытался решить для себя конфликт отношений коренного населения и колонизаторов. Смешанное происхождение по сей день отражается в его творчестве. Мальчик учился в средней образовательной школе, где проявил большой интерес к биологии, затем окончил Пертский технический колледж, факультет дизайна. В тот период он создал множество рисунков углем и карандашом и навсегда полюбил монохромность изображений. Пиз изучал историю искусства Австралии, большое влияние на него оказали пейзажи мастеров школы Гейдельберга, однако живопись самого художника чаще всего выполнена в так называемом колониальном стиле, она отнюдь не сюжетно-лиричная, а, скорее, метафоричная, обязательно со скрытым конфликтом, о котором автор и стремится поведать зрителю.

Композиция «Корова с разрисованным телом» — своеобразная интерпретация истории Австралии. В культуре аборигенов нионгар существуют традиционные изображения животных-тотемов. Так, например, бык, представленный в абсолютно пустом пространстве зеленого поля, олицетворяет мощь племени, проживающего на своей исконной территории. Мастер берет за основу эту идею и помещает быка словно в коричневую коробку, лишенную флоры и фауны, при этом окрашивает животное определенным образом. Подобные белые квадраты и полосы на темном фоне наносят на себя аборигены нионгар. Эти символы означают ухудшение плодородности почвы страны и демонстрируют невозможность заниматься традиционными для местных жителей скотоводством и земледелием. Такие метафоричные произведения живописца получили признание у зрителей. Пиз является лауреатом многих художественных конкурсов и биеннале. Его картины — национальное достояние Австралии и Океании.