Национальная галерея Австралии.
Клод Моне (1840–1926) Стога сена в середине дня 1890. Холст, масло. 65,6x100,6.
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика и певицы. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр, где отец сразу же стал готовить сына к продолжению семейного бизнеса, но тот с детства увлекался изобразительным искусством, с удовольствием рисовал углем карикатуры, которые к тому же успешно продавались. Мать поддерживала сына и помогла ему найти первых педагогов. Это были студенты-художники, они научили юношу писать масляными красками и показали некоторые приемы живописной работы с натуры. Когда ему исполнилось 16 лет, мать умерла, и Моне стал жить у своей овдовевшей тетки. В 20 лет молодого человека призвали в армию, он попал в Алжир, где в это время Фронт национального освобождения начал кровопролитную войну против колониальных войск Франции. Здесь солдат Моне заболел брюшным тифом и умер бы, если б не финансовое вмешательство родственницы, которая не только помогла художнику откупиться от воинской повинности, но и поступить в университет на факультет искусств. Однако очень скоро традиционные подходы к живописи разочаровали его, он бросил университет и вскоре поступил в школу-студию, которую организовал Шарль Глейр. Там Моне познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все эти молодые люди были сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Спустя шесть лет к живописцу пришло первое признание, он женился, а с началом Франко-прусской войны переехал жить сначала в Англию, а затем в Нидерланды. Через полтора года, изучив английское и голландское искусство, чета Моне снова вернулась во Францию и поселилась в Аржантее — пригороде Парижа.
Данное полотно ярко демонстрирует поиски мастера в области отображения различных диапазонов солнечного света. Стога стоят на поле, отбрасывая густые тени, и кажется, что они мерцают и «плывут» в высокой температуре воздуха. Близлежащие кусты и далекий лес будто растворяются в горячем мареве, создавая атмосферу благодатного знойного дня в середине лета. Моне стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные эмоциональные впечатления.