Национальная галерея Австралии.

Европейское искусство XX века.

Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Клод Моне. Кувшинки (Водяные лилии). Около 1914–1917.

Клод Моне. Кувшинки (Водяные лилии). Около 1914–1917. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Чарльз Роберт Эшби (1863–1942) Стеклянная емкость с крышкой 1900. Металл, серебро, стекло, эмаль, перламутр. 19, 4x16,4x10,3.

Чарльз Роберт Эшби родился в Лондоне. Его отец был бизнесменом и библиофилом, а мать, еврейка по происхождению, имела суфражистские взгляды и ратовала за равноправие женщин. Родители отправили сына в Веллингтонский колледж, а затем изучать историю и искусство в Королевском колледже в Кембридже. Там юноша освоил профессии дизайнера и архитектора.

Первую Школу мастеров ручного труда и Гильдию ремесленников Лондона дизайнер создал еще в 1888. Он стремился помогать способным ремесленникам столицы в поисках работы, а также обучал детей неимущих родителей. Первый, как впрочем, и последующие офисы Эшби находились в трущобах. Уже в начале XX века Гильдия располагалась на главных улицах города, предлагая услуги мастеров-краснодеревщиков, реставраторов и дизайнеров, а также обучение молодежи в политехнических колледжах. В 1834 винный купец Джеймс Пауэлл приобрел небольшой стекольный завод. Но одним изготовлением бутылок для вина предприниматель не ограничился и начал экспериментировать с цветом, формой, создавать витражи и предметы быта. Сотрудничество бизнесменов с дизайнерами привело к всплеску развития декоративно-прикладного искусства.

Данная стеклянная емкость с крышкой является предметом столового обихода, выполненным в стиле модерн с использованием серебра и перламутровых украшений. Несмотря на основательность подставки, изделие в целом кажется изящным благодаря витиеватому орнаменту на стекле.

Чарльз Роберт Эшби (1863–1942) Стеклянная емкость с крышкой 1900. Металл, серебро, стекло, эмаль, перламутр. 19, 4x16,4x10,3. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Наталья Гончарова (1881–1962) Танцующие крестьяне 1910–1911. Холст, масло. 92x1 45.

Наталья Сергеевна Гончарова родилась в Тульской губернии в семье архитектора. Ее отец происходил из старинного дворянского рода и являлся внучатым племянником Натальи Николаевны Гончаровой-Ланской, вдовы классика русской литературы А. С. Пушкина. Художница окончила московскую женскую гимназию и поступила учиться на историко-филологическое отделение Высших женских курсов при Московском государственном университете. Однако она вскоре бросила это заведение и стала посещать скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там девушка познакомилась со своим будущим мужем — художником Михаилом Ларионовым, из-за него, несмотря на успехи в скульптуре и даже серебряную медаль, перевелась на факультет живописи, которым руководил К. А. Коровин. Знакомство с театральным антрепренером и одним из основоположников группы «Мир искусства» С. П. Дягилевым изменило жизнь Гончаровой. Меценату понравились некоторые ее работы, и он предложил художнице выставить их в Русском отделе осеннего Салона в Париже. Через несколько лет антрепренер сделал Наталье Сергеевне заказ на создание декораций для своего знаменитого театра «Русский балет Дягилева», а позже, в период «Русских сезонов», увез ее во Францию. В Россию Гончарова уже не вернулась.

Начиная с 1907 мастер всерьез увлеклась неопримитивизмом, народным искусством, а также творчеством Ван Гога, Поля Гогена и Жоржа Брака. Упорство, сила характера и темперамент вскоре удивительным образом проявились в ее новом творчестве. Гончарова сознательно стала трансформировать свой стиль, упрощая его и сводя к плоскостному решению. Такова картина «Танцующие крестьяне» с угловатыми фигурами, их непластичными движениями и яркими рубахами на темно-синем условном фоне. В ней прослеживается влияние и Анри Матисса, и русского лубка, традициям которого мастер отдавала явное предпочтение. Она, как и муж, являлась одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Мастера этой группы заявляли, что главной задачей своего искусства считают понятность и общедоступность, так как создают свои произведения для народа.

Наталья Гончарова (1881–1962) Танцующие крестьяне 1910–1911. Холст, масло. 92x1 45. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Хуан Грис (1887–1927) Шахматная доска и игральные карты 1915. Холст, масло. 65x92.

Хосе Викториано Гонсалес-Перес родился в Мадриде в состоятельной семье. Он изучал инженерное дело в Школе искусств и мануфактур Мадрида, поскольку любил чертить и рисовать, подрабатывал, продавая в местные периодические издания свои произведения, выполненные в стиле модерн. Оканчивая Школу искусств, Гонсалес-Перес познакомился с академическим художником Хосе Мария Карбонеро, у которого стал брать уроки живописи. Тот предложил новому другу сменить громоздкое имя, и он взял псевдоним — Хуан Грис, с которым прожил всю дальнейшую жизнь. По совету учителя в 1906 мастер переехал в Париж, где сразу познакомился и подружился с такими живописцами, как Анри Матисс, Жорж Брак, Фернан Леже, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо.

Последний был не только земляком Гриса, но и учителем. В этот период Пикассо работал в стиле кубизма, и художник очень быстро перенял его манеру. В его новых геометрических композициях стали присутствовать фрагментированные объекты с острыми краями. В отличие от монохромных картин наставника и Брака натюрморты Гриса окрашены в смелые, яркие гармоничные цвета, напоминающие живопись Матисса. Вскоре у мастера появился неплохой арт-дилер, он стал выставляться на Салоне, а в 1924 С. П. Дягилев заказал ему создание эскизов для декораций и костюмов к одному из балетов «Русских сезонов». В этот же период Грис написал несколько статей по искусству и стал читать лекции в Сорбонне. Его выставки с успехом проходили не только во французской столице, но и в Берлине, Дюссельдорфе. За свою короткую жизнь мастер создал множество работ.

Данный натюрморт — остроумная и виртуозная композиция, выполненная в своеобразной торжественной манере. Шахматная доска, излюбленный предмет кубистов, игральные карты, бокал и бумага на живописном столе с острыми тенями — все сложено так, будто пространственные отношения нарушены, и края стола накладываются один на другой. Это одна из лучших работ экспрессивного испанца с французским менталитетом, чье творчество является достоянием всего мирового искусства.

Хуан Грис (1887–1927) Шахматная доска и игральные карты 1915. Холст, масло. 65x92. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Джорджо де Кирико (1888–1978) Смерть разума 1916. Холст, масло. 36x33.

Джорджо де Кирико родился в городе Волос, Греция, в семье выходцев из Сицилии. Юноша осваивал изобразительное искусство в Афинах, живопись — у греческого мастера Георгия Роилоса во Флоренции, а после смерти отца — в Академии художеств в Мюнхене. Также он изучал труды известных философов — Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Отто Вейнингера, Арнольда Беклина и Макса Клингера. После этого мастер путешествовал по Италии и во Флоренции написал первую серию своих знаменитых так называемых метафизических произведений. Де Кирико успешно выставлял работы на Салоне, писал статьи об искусстве. К концу жизни он был избран во французскую Академию изящных искусств. Полотна живописца, в том числе «Смерть разума», явились предтечей нового направления в искусстве — сюрреализма.

В данной картине представлены предметы быта в вымышленном пространстве, загроможденном разноцветными деревянными рамками. В далекой странной перспективе виден фрагмент зеленого задымленного неба. Упорядоченный хаос, уводящий взгляд в никуда, в философском смысле действительно может символизировать смерть разумной мысли и человеческого духа.

Творчество де Кирико разнообразно и загадочно, его влияние на современное искусство огромно и несомненно.

Джорджо де Кирико (1888–1978) Смерть разума 1916. Холст, масло. 36x33. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Рене Магритт (1898–1967) Любовники 1928. Холст, масло. 54x73.

Рене Магритт родился в маленьком бельгийском городке Лессин, в семье портного. Детство и юность он провел в небольшом промышленном городе Шарлеруа, где периодически посещал занятия рисованием у разных учителей. Когда подростку было 13 лет, его мать покончила с собой. По свидетельству самого художника, когда ее тело доставали из реки Самбр, он был на берегу и все видел. Эта трагедия отразилась на всем его творчестве. С 15 лет молодой человек посещал Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Ранние картины студента выполнены в импрессионистической манере, позже он увлекся футуризмом и кубизмом. В 23 года Магритта забрали в армию, он год прослужил в пехоте, а как только демобилизовался, женился на подруге детства и прожил с ней до самой смерти.

Четыре года мастер отработал чертежником рекламы на фабрике бумажной продукции и только в 1926 долгосрочный контракт со столичной Галереей Сентно позволил ему полностью посвятить себя живописи. К этому же времени относятся первые картины художника, выполненные в его излюбленной сюрреалистической манере. Однако критики сочли их неудачными, и Магритт с женой уехал в Париж. Там он вступил в кружок сюрреалистов и познакомился с литератором и основоположником сюрреализма Андре Бретоном.

Возвратившись домой, мастер снова стал работать в рекламе и даже открыл собственное агентство. Во время германской оккупации Бельгии в 1940-х его творчество изменилось: цветовая гамма стала солнечной, а стилистика приблизилась к яркой манере Ренуара. Живописец считал важным взбодрить соотечественников и вселить в них надежду. Когда Вторая мировая война закончилась, Магритт вернулся к мрачному цвету и стилю своих работ, основанных на философско-поэтических воззрениях, а порой и вовсе на парадоксах логики.

Полотно «Любовники» является одним из нескольких произведений автора, в которых изображены мужчина и женщина с тканями на лицах. В данной картине пара застыла на фоне вечернего пейзажа с зелеными холмами и деревьями. Существует несколько версий того, что именно означает эта сюрреалистическая живопись, но несомненно одно — герои мертвы. Поскольку построение композиции близко к парадному портрету, возможно, художник хотел поведать о том, как абсурдно близки друг к другу дыхание и удушье, радость и горе, жизнь и смерть.

Творчество Рене Магритта загадочно и удивительно, оно явилось предтечей современного искусства всего мира.

Рене Магритт (1898–1967) Любовники 1928. Холст, масло. 54x73. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Пабло Пикассо (1881–1973) Натюрморт с маской 1937. Холст, картон, металл, дерево, масляные краски, песок. 46x55.

Пабло Руис Пикассо, при крещении получивший имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос де-ла-Сиприано Сантисима Тринидад, родился в городе Малага, Андалузский регион Испании, в семье аристократа, художника-орнитолога, профессора искусства в Школе ремесел и куратора местного музея. Мальчик с раннего возраста увлекался рисованием, затем получил художественное образование в Школе ремесел у своего отца, а когда ему исполнилось десять лет, семья переехала в город Ла-Корунья, Галисия. Там его родитель получил должность профессора в Академии изящных искусств, и подросток продолжил образование. Когда ему было 14 лет, в семье случилось несчастье — умерла 7-летняя сестра Пабло, и профессор с женой и сыном снова сменили место работы и жительства, на Барселону. Молодой человек продолжил обучение у отца, а в 16 лет отправился в Мадрид поступать в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В ней Пикассо проучился три года и уехал в Париж. В дальнейшем он приезжал туда очень часто, именно там познакомился со многими художниками, артистами и меценатами, участвовал в различных выставках, создавал декорации для «Русского балета» Дягилева, во время Второй мировой войны был связан с французским Сопротивлением.

«Натюрморт с маской» живописец создал, используя для творчества мусор из своей мастерской. Картон, коробки, доски, ткани, крышка консервной банки — все это обработано клеем и красками и выложено на холсте. Маска — весьма драматичный образ, с которым любые предметы приобретают особый смысл. Метафора данной картины может быть различной, однако она была создана накануне Всемирной выставки искусств и техники в Париже в 1937, где Пикассо оформил испанский павильон и была впервые представлена «Герника», изображавшая ужасы войны. Возможно, маска обозначает фашистский шлем, крышка от банки очень похожа на боевую немецкую медаль, и все вместе это, возможно, символизирует «германскую военную машину», которая тогда уже начала порабощать Европу.

Пабло Пикассо (1881–1973) Натюрморт с маской 1937. Холст, картон, металл, дерево, масляные краски, песок. 46x55. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Макс Мелдрум. Полячка. 1917. Фрагмент.

Следующий том.

Следующий том. Европейское искусство XX века. Национальная галерея Австралии.

Художественный музей Индианаполиса является восьмым по величине энциклопедическим музеем Соединенных Штатов Америки. Его коллекция включает более чем 50 000 произведений разных культур и эпох: от ритуальных китайских сосудов I тысячелетия до н. э. до полотен неоимпрессионистов и представителей понт-авенской школы, таких как Поль Гоген, Эмиль Бернард, Поль Серюзье.