Национальная галерея Австралии.

Европейское искусство XVI–XIX веков.

Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Кельнская школа. Дева Мария с Младенцем и святыми. Триптих. Около 1510–1520. Фрагмент.

Кельнская школа. Дева Мария с Младенцем и святыми. Триптих. Около 1510–1520. Фрагмент. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Кельнская Школа Дева Мария с Младенцем и святыми. Триптих. Около 1510–1520. Дерево, масло. 126,5x354x6.

В XIV–XVI веках Кельн был одним из самых процветающих городов Германии. По преданию, в те времена там жил мастер кисти по имени Вильгельм и только ему заказывали писать для церквей престольные образы. Документально известно, что художник Штефан Лохнер жил в этом городе в XV столетии, считал себя последователем Вильгельма, и ныне он рассматривается историками искусства как главный зачинатель так называемой кельнской школы. Для ее творцов характерны лиризм и мягкость в трактовке образов Священного Писания, наивность и глубина выражения религиозного чувства и при этом красочность живописи.

Триптих «Дева Мария с Младенцем и святыми» является произведением эпохи раннего Северного Возрождения. В работе можно увидеть влияние готического искусства — удлиненные статичные фигуры святых, их объемные драпировки.

На центральной панели изображена Дева Мария с Младенцем, восседающая на высоком троне. Ангелы, порхающие над ее головой, несут корону и придерживают балдахин, расположившиеся вокруг — музицируют. Слева — святая Катерина, получающая кольцо от Младенца Христа, святая Агата и святая Дороти, справа святая Сесилия играет на клавесине, рядом — святая Варвара и святая Агнес, поглаживающая ягненка. Все они находятся в райском месте, окруженном кирпичной стеной, за которой виднеется Град Небесный. В канонической книге Ветхого Завета «Песнь Соломона» есть упоминание о такой запретной территории, по латыни она называется «Hortus conclusus» — «Закрытый сад». В искусстве Средневековья и Возрождения «Hortus conclusus» надолго стал символическим изображением Девы Марии. В центре левой панели — святая Елена в короне, с крестом и скипетром в руках и император Шарльмэн (по другим данным — святой Генри), также с атрибутами власти. На коленях у аналоя в черных доспехах и белой мантии представлен заказчик и даритель этого художественного произведения, ангел напротив него держит полосатый герб. На правой панели изображены святая Маргарита, возле ее ног извивается дракон, и святой Петр с ключом от рая.

В истории искусства Возрождение — эпоха, явившая миру гениальных творцов, чьи шедевры уже много веков вдохновляют и восхищают ценителей прекрасного.

Кельнская Школа Дева Мария с Младенцем и святыми. Триптих. Около 1510–1520. Дерево, масло. 126,5x354x6. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Роберт Даулинг (1827–1886) Госпожа Скилес с темнокожим Джимми на станции Мерранг 1856. Картон, масло. 76x101,5.

Роберт Даулинг родился в Англии, семья переехала в Тасманию, когда мальчику было семь лет. Он окончил школу в городе Лонсестон, учился у местных живописцев и с интересом наблюдал жизнь аборигенов, позже отправился в Лондон, где поступил в Королевскую академию. Полотнами Даулинга заинтересовались городские галереи, а затем несколько произведений купила Национальная галерея Виктории.

Госпожа Джейн Скилес, изображенная на картине, была 34-летней вдовой. Ее супруг, Адольф, умер двумя годами ранее, и женщина приехала в Австралию, чтобы снова выйти замуж и растить своих маленьких детей. Пейзаж с холодным облачным небом, сумрачной темно-зеленой поляной, на которой застыли две черные фигуры, оживляют коричневые лошади и пятнистые собаки. Художнику удалось не только запечатлеть грустный момент в жизни британской аристократки, для которой Австралия оказалась единственным шансом не впасть в бедность, но и создать историческое произведение. Потомки госпожи Скилес до сих пор владеют землей в районе станции Мерранг, а картина является образцом колониального искусства Англии и Австралии.

Роберт Даулинг (1827–1886) Госпожа Скилес с темнокожим Джимми на станции Мерранг 1856. Картон, масло. 76x101,5. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Гюстав Курбе (1819–1877) Девушка на берегу Сены (Лето). Этюд 1856. Холст, масло. 64,6x81,2.

Гюстав Курбе родился в небольшом французском городке Орнан, неподалеку от швейцарской границы. Несколько поколений его родных по отцу жили в Восточной Франции, владели фермой и виноградниками. Мать Курбе тоже была уроженкой этих мест, и провинциальная Франция навсегда оставила свой след в его творчестве. Будущий живописец окончил местную школу, один из учителей которой пробудил в нем интерес к рисованию. В 18 лет молодой человек по настоянию родителей поступил в Королевский колледж в Безансоне на юридический факультет, но по собственному желанию посещал художественные студии в местной Академии искусств. Вскоре юноша отправился в Париж, где стал учиться живописи у разных мастеров и копировать шедевры в музеях. Очень долго Курбе как художнику не везло, Салон отвергал его картины, а если их и удавалось выставить, то они подвергались жестким нападкам критиков. Автор пытался реализовать свои работы в Нидерландах и Германии, но и там удача не улыбалась ему.

Во время войны с Пруссией живописец принимал деятельное участие в Парижской коммуне, которая в этот непростой для правительства Франции период явилась инициатором многих беспорядков. После того как ситуация в стране нормализовалась, Курбе арестовали и обвинили в уничтожении Вандомской колонны. Через шесть месяцев художник вышел из тюрьмы, начал творить, но в стране опять сменилась власть, и новое правительство принялось расследовать причины уничтожения Вандомской колонны. Опасаясь второго ареста, Курбе бежал из Франции и поселился в швейцарском городке Тур-де-Пельц, неподалеку от границы. Судебное разбирательство тянулось долго, и, в конце концов, ему предъявили штраф в 323 000 франков, все картины оказались конфискованными и были проданы с молотка. После этого здоровье мастера стало стремительно ухудшаться, и в возрасте 58 лет он скончался.

«Девушка на берегу Сены» — одна из многочисленных работ художника, в которых он делал упор на тональность живописи. Для этого Курбе брал темный холст, сначала клал темные краски, а затем постепенно переходил к более светлым и заканчивал самым ярким и светлым пятном. В данной картине это нежное, гладкое, полное неги лицо девушки, «обрамленное» белыми кружевами.

Гюстав Курбе (1819–1877) Девушка на берегу Сены (Лето). Этюд 1856. Холст, масло. 64,6x81,2. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Евгений фон Герард (1811–1901) Вид на северо-восток от северной вершины горы Косцюшко 1863. Холст, масло. 66,5x11 6,8.

Евгений фон Герард родился в Вене в семье Бернарда фон Герарда — придворного художника императора Австрии Франца-Иосифа I. Навыки рисования мальчик приобрел от отца, юношей учился пейзажной живописи в Дюссельдорфской академии. Помимо этого он много путешествовал, побывал во Франции, Англии и Италии. На стиль и манеру письма художника оказали влияние такие мастера, как Клод Лоррен, Никола Пуссен и Сальватор Роза.

В начале 1850-х по Европе молниеносно разлетелось известие о том, что в Австралии открыты золотые прииски. Тысячи молодых мужчин поспешили в эту страну, чтобы попытать счастья. Не остался в стороне и фон Герард. В 1852 он прибыл в штат Виктория, но как золотоискатель оказался неудачлив, однако, продолжая рисовать и запечатлевать происходящие на приисках события, очень скоро стал знаменитым.

В 1854 художник поселился в Мельбурне, путешествуя по Австралии и Новой Зеландии, побывал в горах и пустынях, лесах и парках, зарисовывал различные виды. В 1866 несколько его картин приобрела Национальная галерея Виктории. В 1870 фон Герард был назначен первым мастером школы живописи при галерее. Следующие одиннадцать лет он являлся самым влиятельным педагогом, воспитавшим многих живописцев, среди которых такие корифеи, как Фредерик Маккаббин и Том Робертс. В 1881 мастер подал в отставку и уехал в Европу. Через десять лет умерла его жена, а спустя два года в австралийской банковской системе случился финансовый крах, и художник потерял почти все свои инвестиции и сбережения. До самой смерти фон Герард жил в Лондоне и умер в нищете.

Работа «Вид на северо-восток от северной вершины горы Косцюшко» была написана мастером в студии по эскизам, которые он привез из очередного путешествия. Фон Герард посетил область горы Косцюшко вместе с группой ученых, исследовавших природу земного магнетизма. Он изобразил простирающийся вид на гору Джейгангэл — большой заснеженный пик, видимый на горизонте. Художник объединил топографическую точность с живописностью пейзажа. На переднем плане картины среди насыпи огромных валунов можно разглядеть фигуры ученых, видимо, занимающихся определением высоты горы. Слева голубое небо заволакивают тучи, из которых уже льется дождь.

Евгений фон Герард (1811–1901) Вид на северо-восток от северной вершины горы Косцюшко 1863. Холст, масло. 66,5x11 6,8. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Поль Сезанн (1839–1906) Послеобеденное время в Неаполе. Около 1875. Холст, масло. 37x45.

Поль Сезанн родился во Франции, в Экс-ан-Провансе, в зажиточной буржуазной семье. Мальчик учился в колледже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, будущим знаменитым писателем, затем по настоянию родителей поступил в Университет Экса. Вскоре юноша ушел из учебного заведения, чтобы полностью посвятить себя живописи. Сезанн стал посещать местную муниципальную школу рисования. Хотя отец не одобрял страсть сына к искусству, тем не менее не отказывал ему в средствах. В школе Сезанн проучился два года, после чего отправился в Париж, где в кафе Гербуа познакомился с Камилем Писсарро, Пьером Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Во французской столице он посещал Академию Сюиса, вместе с друзьями работал в студии, а также на пленэре. Произведения, созданные на природе, явились основой их нового стиля — импрессионизма.

Сезанн, как и его товарищи, участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 в фотоателье Надара в Париже. Но холодная и даже издевательская реакция публики на его картины на этой и следующей экспозициях заставила его порвать с названной группой. Художник пытался представить произведения на парижском Салоне, но его попытки оказались безуспешными. Оставив столицу, он переехал в Прованс и вместе с Камилем Писсарро стал работать над новыми полотнами. После смерти отца мастер вернулся в родной город и больше его не покидал. Признание к художнику пришло после того, как его картины оказались на Всемирной выставке в Париже, он стал пользоваться популярностью у молодого поколения. Наследие мастера составляет более 800 картин маслом, не считая акварелей и набросков.

Полотно «Послеобеденное время в Неаполе» создано автором на основе его многочисленных эскизов. Художник стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами, что наблюдается в данной работе. Обнаженная пара, изображенная со спины, лежит на постели, в то время как темнокожий слуга подает им напиток.

Поль Сезанн (1839–1906) Послеобеденное время в Неаполе. Около 1875. Холст, масло. 37x45. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Альфред Сислей (1839–1899) Тропинка в Саблон 1883. Холст, масло. 46x55.

Альфред Сислей родился в Париже в семье англичан. Его отец происходил из старинного купеческого рода. Бизнесом семьи была закупка товаров во Франции и их отправка в Англию. В 18 лет Альфред уехал в Лондон изучать коммерческое дело, но родной город родителей оказался ему чужим, хотя именно там молодой человек познакомился с творчеством английских художников. Вернувшись в Париж, Сислей объявил родителям, что становиться бизнесменом не намерен и хочет заниматься живописью. Это известие страшно расстроило его отца, но он все-таки назначил сыну небольшое содержание. В 21 год молодой человек поступил учиться в мастерскую Шарля Глейра при Школе изящных искусств. Через год туда пришли заниматься молодые художники Клод Моне, Огюст Ренуар и Фредерик Базиль. Они подружились и многие годы вместе работали и участвовали в выставках. Сислей — один из основоположников импрессионизма, при жизни не имевший такой славы, как его коллеги. Особая чувствительность, замкнутость характера отразились не только на его успехах, но и творчестве. Мастер создавал лиричные, кажется, несколько размытые пейзажи, в которых отражал свой печальный взгляд действительного знатока красоты и гармонии.

Картина «Тропинка в Саблон» отображает местечко, в котором 44-летний Сислей жил с семьей. Центром полотна является извилистая тропинка, вдоль которой стоят небольшие домики и шумят сады. Благодаря своей особой живописной манере, в которой тонкие мазки перемежаются с широкими, мастер создал ощущение трепещущих под моросящим дождем листьев, травы, домов, заборов и холодного лазурного неба.

Произведения Сислея полны непосредственности восприятия, свежести и нежности красок. Тонкий вкус колориста, искренняя простота, интеллигентность и отсутствие эпатажа выделяют этого художника среди всех мастеров французской школы. Его творчество оказало влияние на развитие всего европейского искусства.

Альфред Сислей (1839–1899) Тропинка в Саблон 1883. Холст, масло. 46x55. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Жорж Сёра (1859–1891) Штудия скалы Клюв, Гранкамп 1885. Дерево, масло. 15,6x24,5.

Жорж Сёра родился в Париже, в богатой семье юриста. Мальчик учился в муниципальной школе рисунка, а затем в Школе изящных искусств в мастерской А. Лемана, ученика Ж. Д. Энгра. После того как молодой человек отслужил в Брестской военной академии, он вернулся во французскую столицу и поселился в маленькой студии на левом берегу Сены с двумя друзьями-художниками. В течение следующих двух лет Сёра пытался овладеть мастерством черно-белого рисунка. Первая же попытка представить свои работы на парижском Салоне закончилась провалом, жюри их категорично отклонило. Вскоре живописец познакомился с такими же отвергнутыми Салоном творцами, они решили объединиться в Союз Независимых художников Парижа. Одним из таких мастеров был Поль Синьяк, с которым Сёра связала не только дружба, но и взаимные профессиональные интересы. Вместе они стали разрабатывать новый художественный метод, основанный на законах спектрального анализа, — пуантилизм. Живописцы отказались от смешения красок и использовали точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. Таким образом в глазах зрителя, находящегося на некотором расстоянии от картины, мазки сливались и образовывали яркое полотно. С оптической точки зрения Сёра изучил все возможности красок для создания темных или светлых оттенков для своих произведений. При этом главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам, а достигаемый их сочетанием особый декоративный эффект.

«Штудия скалы Клюв, Гранкамп» — один из эскизов мастера, выполненный в манере пуантилизма, который художник написал на побережье Нормандии. В дальнейшем он использовал такие работы для создания больших морских пейзажей. Над зелено-коричневой береговой линией высится странная скала в виде клюва на фоне спокойного серо-синего моря. Наибольшую выразительность этому произведению придает размытое изображение далекой лодки с двумя пассажирами. Идея нарисовать скалу и берег моря сверху, возможно, появилась у Сёра после демонстрации работ Клода Моне, выполненных на побережье. Но на творчество художника большое влияние оказали ксилографии Кацусики Хокусая XVIII — начала XIX века.

Жорж Сёра (1859–1891) Штудия скалы Клюв, Гранкамп 1885. Дерево, масло. 15,6x24,5. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Клод Моне (1840–1926) Стога сена в середине дня 1890. Холст, масло. 65,6x100,6.

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика и певицы. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр, где отец сразу же стал готовить сына к продолжению семейного бизнеса, но тот с детства увлекался изобразительным искусством, с удовольствием рисовал углем карикатуры, которые к тому же успешно продавались. Мать поддерживала сына и помогла ему найти первых педагогов. Это были студенты-художники, они научили юношу писать масляными красками и показали некоторые приемы живописной работы с натуры. Когда ему исполнилось 16 лет, мать умерла, и Моне стал жить у своей овдовевшей тетки. В 20 лет молодого человека призвали в армию, он попал в Алжир, где в это время Фронт национального освобождения начал кровопролитную войну против колониальных войск Франции. Здесь солдат Моне заболел брюшным тифом и умер бы, если б не финансовое вмешательство родственницы, которая не только помогла художнику откупиться от воинской повинности, но и поступить в университет на факультет искусств. Однако очень скоро традиционные подходы к живописи разочаровали его, он бросил университет и вскоре поступил в школу-студию, которую организовал Шарль Глейр. Там Моне познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все эти молодые люди были сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Спустя шесть лет к живописцу пришло первое признание, он женился, а с началом Франко-прусской войны переехал жить сначала в Англию, а затем в Нидерланды. Через полтора года, изучив английское и голландское искусство, чета Моне снова вернулась во Францию и поселилась в Аржантее — пригороде Парижа.

Данное полотно ярко демонстрирует поиски мастера в области отображения различных диапазонов солнечного света. Стога стоят на поле, отбрасывая густые тени, и кажется, что они мерцают и «плывут» в высокой температуре воздуха. Близлежащие кусты и далекий лес будто растворяются в горячем мареве, создавая атмосферу благодатного знойного дня в середине лета. Моне стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные эмоциональные впечатления.

Клод Моне (1840–1926) Стога сена в середине дня 1890. Холст, масло. 65,6x100,6. Европейское искусство XVI–XIX веков. Национальная галерея Австралии.

Альфонс Муха (1860–1939) Рекламный плакат сигарет «Job» 1894. Литография. 141x93,8.

Альфонс Муха родился в городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. С детства он увлекался пением и был принят в хор мальчиков капеллы собора Святого Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В это же время юноша увлекся акварелью. По окончании гимназии Муха пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не сумел. Благодаря протекции отца молодой человек стал работать писарем в суде родного города, а свободное время посвящал занятиям в местном любительском театре. Поначалу он выступал как актер, но позже стал декоратором.

В 19 лет Муха был принят на работу в Венские художественные мастерские, а спустя три года переехал в небольшой городок Микулов, где нанялся украшать родовой замок графа Куэн-Беласси. Этот богатый меценат вскоре согласился оплачивать учебу начинающего художника в мюнхенской Академии изящных искусств. Там живописец проучился два года и переехал в Париж, где занимался в разных школах. Вскоре, разругавшись с графом, он остался без денег и стал сам зарабатывать на жизнь.

На данном листе изображена женщина, элегантно курящая папиросу. Мастер умело использует экстравагантно стилизованные волосы, декольтированное платье и чувственное тело для достижения эротического эффекта от созерцания плаката, рекламирующего курение.