Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.

Содержание.

Нимало не удивительно поступают заразившиеся арианским недугом, с неистовством нападая на апостольские Писания, Послание к Евреям исключая из прочих и называя его подложным. Ибо обращающие язык свой против Бога и Спасителя нашего чего не отважатся сказать против преданных Ему и велегласных проповедников истины? Вот слова Самого Владыки: Аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин. 15, 20). Но еретикам должно было уважить если не что другое, то продолжительность времени, в течение которого питомцы Церкви не переставали читать в церквах сие Послание. Ибо церкви Божии с того же самого времени, как стали пользоваться апостольскими Писаниями, приобретают пользу и от Послания к Евреям. Если же недостаточно сего к уверению их, то надлежало бы им поверить палестинскому Евсевию[197], которого называют защитником собственных их учений[198]. А он признавался, что сие Послание принадлежит божественному Павлу, утверждал, что сие мнение имели о нем все древние[199]. Но еретики, оставив все это без внимания, бесстыдно препираются с истиною, не терпя светозарности апостольского богословия, каким Павел украсил начало Послания. По невозможности прекословить ясно сказанному о Божестве Единородного они осмелились отвергать все Послание, хотя в нем и догматы, и иные мысли имеют великое сродство с другими Посланиями. Предлогом же к обвинению они выставляют то, что в начале сего Послания не написано апостольского именования, как в других Посланиях. Но им надлежало знать, что Павел поставлен был апостолом для уверовавших не из иудеев, а из язычников. Ибо Господь сказал ему: Потщися и изыди скоро отсюда, зане не приимут свидетелства твоего, еже о Мне: иди, яко Аз во языки далече послю тя (Деян. 22, 18, 21). Такие условия заключил Павел и с прочими апостолами. Ибо говорит: Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2, 9). Так и в Послании к Римлянам говорит: Понеже есмь аз языком Апостол, службу мою прославляю (Рим. 11, 13). Посему-то в Посланиях к уверовавшим из язычников и имя свое ставил, и присовокуплял апостольское достоинство, и при этом писал к ним как учитель к ученикам. Когда же писал к евреям, попечение о которых не ему было поручено, тогда не без причины предлагал учение без указания достоинств, потому что о них заботились другие апостолы. А что Послание сие исполнено духовной благодати и не представляет никакого повода к клевете, это яснее покажет подробное истолкование. Содержание же Послания таково: уверовавшим из иудеев много всякого рода скорбей причиняли одержимые недугом неверия. О сих страданиях упоминает божественный Апостол в Послании к Фессалоникийцам. Ибо говорит: Подобницы бысте церквам Божиим сущым во Иудеи, зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от Иудей (1 Фес. 2, 14). Далее, когда писал к евреям, присовокупил и сие: и разграбление имений ваших с радостию приясте (Евр. 10, 34). И блаженный Лука извещает нас, что божественный Апостол прежде своего призвания озлобляше Церковь, в домы входя, и влача мужы и жены, предаяше в темницу (Деян. 8, 3). Неверующие же не на сие только отваживались против уверовавших, но смеялись над ними, как над решившимися уверовать в человека умершего и оставившими Закон, данный Богом. Посему-то божественный Апостол немедленно в самом начале доказывает, что Христос выше всех пророков. Потом, начав богословие, именует Его вечным, совечным Отцу и Создателем всего. После сего, сравнив с Ангелами, предлагает на всеобщее внимание Божественное Писание, которое прямо учит, что Он – Сын и Бог, Ангелы же – служители и твари. А из сего доказывает, что дарованное Владыкою Христом важнее преподанного Моисеем. Ибо Моисей дал Ветхий Завет, а Христос – Новый, предвозвещенный ветхозаветными пророками; Моисей обещал [евреям] дать Палестину, а Христос обетовал Небесное Царствие. Апостол и со священством левитским сравнивает священство по чину Мелхиседекову и показывает превосходство последнего.

Сверх сего утверждает, что питомцы благочестия и до Закона, и под Законом делались знаменитыми через веру. Говорит же и о страданиях и о мужестве их, возбуждает уверовавших из евреев к перенесению опасностей. Потом, напомнив им собственные их подвиги и посоветовав стоять до конца мужественно, к догматическим наставлениям присовокупив и нравственное, заключает Послание. Написал же он его на еврейском языке, а переведено оно, как говорят, Климентом[200]. Но мы коснемся наконец толкования.