Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла.
Глава 1.
(1) Павел, раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию. (2) О уповании жизни вечныя. Павел безразлично именует себя рабом иногда Христовым, иногда Божиим, ибо знает, что владычество общее. Сказал же Апостол, что на то он и поставлен, чтобы достойные избрания уверовали, познали истину благочестия и получили надежду жизни вечной. Потом показывает древность Божественной проповеди.
Юже обетова неложный Бог прежде лет вечных,
(3) яви же во времена своя слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога. Издревле и прежде веков благоугодно сие было Богу всяческих, сделал же явным, когда благоволил о мне и вверил мне проповедь Домостроительства.
(4) Титу, присному чаду по общей вере: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Спаса нашего. Рождение естественное не требует согласия рождаемого, но для рождения по вере требуется согласие и рождающего, и рождаемого. Ибо если слушающий проповедь, хотя проповедующий искренно верует, не с верою приемлет наставления, то не может назваться сыном проповедующего. Таковое родство есть разумное. Посему сказанное: присному чаду по общей вере — дает видеть добродетель блаженного Тита. Ибо, вступив с Апостолом в общение веры, удостоился называть его отцом.
(5) Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши. Апостол показал, что основание благочестия положил сам он, ибо говорит: оставих тя, да недокончанная исправиши, и, показывая, что именно недокончено, присовокупил:
И устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Сказывает же, и какие дал для сего правила, и каковы должны быть избираемые на это.
(6) Аще кто есть непорочен, не подающий никакого повода к основательному обвинению.
Единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива. Требует тех же отличительных свойств, какие изобразил и в Посланиях к Тимофею.
(7) Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю. И из сего явствует, что Апостол пресвитеров наименовал епископами, ибо сказав: и устроиши по градом пресвитеры, присовокупил: подобает бо епископу без порока быти. В каждом же городе обычно быть многим пресвитерам, а не епископам.
Не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжателну, (8) но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержателну. Апостол то же говорит и в Послании к Тимофею. Себе же угождающим называет дерзкого, гневливым — злопамятливого, пияницею — упивающегося, бийцею — не по разуму налагающего наказания.
(9) Держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати. Узаконивает быть не красноречивым, но сведущим в Божественных словесах. Ибо кто ясно их понимает, тот и верующим преподает полезное учение, и обличает ложь противников. Так показав отличительные свойства иерея, Апостол обращает речь к обвинению вознамерившихся проповедовать какие-то нечистые и поврежденные учения.
(10) Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, (11) ихже подобает уста заграждати. Говорит же и об образе их суесловия.
Иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, сквернаго ради прибытка. Сказав сие об учащих противному, Апостол налагает наказание вдавшимся в обман; были же они язычниками, а не иудеями; и сие ясно дает видеть присовокупляемое:
(12) Рече же некто от них, свой им пророк: Критяне присно лживи, злии зверие, утробы праздныя.
(13) Свидетелство сие истинно есть. Не иудейским пророком был Каллимах (а это начало его стихотворения), но языческим стихотворецем. Но он наименовал критян лжецами за Зевсову гробницу[232]. Божественный же Апостол назвал свидетельство сие истинным, не поэтическую мифологию подтверждая, но обличая критян в несостоятельности их мнений, как бы так говоря: «Хорошо назвал он вас лжецами, вы и действительно остались таковы». А так называемый Зевс, вероятно, умер в другом месте, и критяне напрасно построили ему гробницу.
Еяже ради вины обличай их нещадно, да здрави будут в вере, (14) не внимающе Иудейским баснем, ни заповедем человек отвращающихся от истины. Апостол иудейскими баснями назвал не Закон, но предлагаемое иудеями толкование Закона. В сем же обвинял иудеев и Господь: Почто и вы преступаете заповедь Божию за предания ваша? (Мф. 15, 3). А сие: обличай их нещадно — не противоречит сказанному: с кротостию наказующу противныя (2 Тим. 2, 25), потому что не уверовавшим еще должно скромно и кротко проповедовать Божественное учение, а давших обещание веровать и покушающихся поступать вопреки вере надлежит врачевать суровыми врачевствами. Потом Апостол показывает цель соблюдения [предписаний ветхозаветного] Закона.
(15) Вся убо чиста чистым: оскверненым же и неверным ничтоже чисто, но осквернися их и ум и совесть. Никакого закона о яствах не приняли патриарх Авраам и бывшие прежде него светильники благочестия; Закон же о сем дал Бог иудеям, предуготовляя этим нечто иное, о чем говорить теперь не время, потому что в настоящее время приняли мы на себя труд толкования, а не обвинения иудеев. Богомудрый же Павел сказал еще о них:
(16) Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дело благое неискусни. Они усиливаются чествовать Бога всяческих, но поступают прямо вопреки тому, что угодно Ему. Ибо Закон ограничил Бог определенным временем; они же в то время не исполняли Закона, а когда кончилось время, крепко стоят за Закон.